Власти усилят антикоррупционный контроль за чиновниками

Минтруд предложил ввести единую анкету для чиновников и дать кадровикам право ее проверять Минтруд предложил усилить антикоррупционный контроль за госслужащими, узнал РБК. Ведомство планирует ввести для них единую анкету при трудоустройстве и обязать госорганы отвечать на запросы кадровых служб для проверки сведений

Минтруд вышел с инициативой ввести единую анкету для государственных и муниципальных служащих в России и усилить контроль за достоверностью содержащихся в ней сведений. Это следует из законопроекта «О внесении изменений в федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты» (есть у РБК, его подлинность подтвердил собеседник, знакомый с текстом документа). В частности, законопроект дает право кадровым службам ведомств запрашивать сведения по конкретному сотруднику в профильных госструктурах и прочих организациях, а также устанавливает возможность расторжения контракта в случае предоставления служащим ложных сведений.

Законопроект был одобрен на заседании комиссии правительства по законопроектной деятельности, сообщили РБК в аппарате кабмина. Институты профилактики коррупции, в том числе существующая форма анкеты, действуют уже продолжительное время, отметили в Минтруде. Причем ряд ведомств применяет собственные формы анкеты.

«Единая форма [анкеты] обеспечит общий стандарт данных о гражданине, упростит взаимодействие с иными информационными системами для оперативной проверки. Таким образом, законопроект направлен на обеспечение цифровизации кадровой работы в государственных и муниципальных органах»,— указали в ведомстве.

Что предлагает Минтруд

Подготовка законопроекта велась во исполнение поручения президента Владимира Путина от 2019 года, которое предполагает «обеспечить возможность проверки сведений, предоставляемых гражданами Российской Федерации, поступающими на гражданскую службу, и гражданскими служащими в автоматическом режиме (с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы), а также посредством направления в электронном виде запросов в государственные органы». Для этого Минтруд предлагает следующее:

    Предусмотреть единую форму анкеты, предоставляемую гражданами при поступлении на государственную или муниципальную службу. Конкретную форму анкеты, а также включаемые в нее сведения предлагается установить отдельно актом президента. Обязать чиновников в письменной форме сообщать работодателю о «ставших им известными изменениях сведений, содержащихся в анкете». Установить возможность проверки сведений анкеты по решению работодателя или уполномоченного им лица. Проверка проводится кадровой службой государственного или муниципального органа, которая получит право отправлять запросы в органы публичной власти или организации, обладающие необходимой информацией, запросы в письменной форме, в том числе посредством государственных информационных систем. «Указанные органы и организации будут обязаны предоставить запрашиваемую информацию не позднее одного месяца с момента получения запроса», следует из законопроекта. Закрепить право работодателя расторгать контракт со служащим при предоставлении подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих соблюдение «ограничений, запретов и требований», нарушение которых препятствует замещению должности, а также при непредоставлении документов, которые свидетельствуют о несоблюдении таких условий. Согласно действующему законодательству, к «ограничениям, запретам и требованиям» относится, например, близкое родство с руководителем, участие в управлении организацией (если это не безвозмездное представление интересов страны), приобретение ценных бумаг.
Читать также:
«Ведомости» узнали о росте прокачки нефти по «Дружбе» из России в Европу

В ведомстве рассчитывают, что нововведения позволят «унифицировать сведения о кадровом составе» органов публичной власти, а также существенно сократят сроки проведения проверок сведений анкет, снизив «трудозатраты кадровых служб».

Как ранее сообщали «Ведомости», Минтруд также предлагал усилить контроль за достоверностью сведений о доходах чиновников, расширяющий доступ к информации о ценных бумагах и кредитных историях. Согласно поправкам, на которые ссылается газета, соответствующую информацию о своих подчиненных и соискателях смогут получать сотрудники администрации президента, аппарата Белого дома, Центробанка, региональных правительств.

Сегодня при поступлении на государственную и муниципальную службу гражданин обязан предоставить заполненную анкету по типовой форме, которая включает в себя, в частности, информацию о судимости, поездках за границу, близких родственниках и их гражданстве. Соискатель также должен подать сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В отдельных случаях с учетом условий прохождения службы могут запрашиваться и иные данные.

Помогутли новшества победить коррупцию

Данные о соискателе в формате анкеты собираются ведомствами прежде всего для того, чтобы выявить потенциальный конфликт интересов, убедиться, что человек не связан с бизнесом, зафиксировать его объем доходов и имущества для отслеживания коррупционных движений в будущем, объясняет профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов.

«В анкете указываются данные, например, о счетах, недвижимости, автомобилях, однако фактически у кадровой службы нет возможности их проверить. У нее нет полномочий запросить, например, банк, ФНС или Росреестр: ответом на запрос будет отказ в предоставлении сведений с указанием на то, что они носят конфиденциальный характер»,— отмечает он.

Кроме того, часто происходит ситуация, когда служащий заявляет, что не может привести данные об имуществе супруга, так как тот по каким-либо причинам не вступает в контакт. «И здесь повисает пауза, потому что проверить это невозможно: кадровая служба не следственные органы»,— указывает Сафонов. Пробелом является также тот факт, что госслужащий не обязан отчитываться об изменении своего имущественного положения в течение года: теоретически можно резко обогатиться и уволиться, не дожидаясь сроков подачи ежегодной декларации, рассуждает эксперт.

«Предлагаемые нововведения сокращают свободу маневра для чиновника. Теперь, как только что-то изменилось относительно анкеты, он обязан сообщить работодателю. Кроме того, кадровая служба получает возможность свободно запрашивать ведомства. Это положительный момент с точки зрения предотвращения и профилактики коррупции»,— полагает Сафонов.

Усилить антикоррупционный эффект моглобы более широкое использование полиграфов при приеме на работу в госструктуры, считает ведущий специалист-эксперт отдела государственной службы и кадров Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве Екатерина Кондратьева. «Таким образом, повышается шанс на трудоустройство справедливых и честных работников: проверки на полиграфе могут помочь работодателю нанять людей, которые не станут уклоняться от ответственности и будут честными в своих делах»,— полагает она.