В российские самолеты стали чаще врезаться птицы

Росавиация сообщила, российские самолеты стали получать повреждения от птиц на 82% чаще

Количество столкновений самолетов с птицами, из-за которых авиатехника получила повреждения, в 2023 году увеличилось на 82%, сообщает РБК со ссылкой на данные Росавиации. С начала года в гражданской авиации зарегистрировали больше 30 таких происшествий. Выросло также число случаев столкновений или угрозы столкновений с другими животными. Росавиация связывает это с недочетами в работе аэропортов и авиакомпаний.

Количество столкновений самолетов с птицами, в результате которых воздушные суда получили повреждения, за первые пять месяцев 2023 года выросло на 82% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Об этом сообщает РБК со ссылкой на письмо главы Росавиации Александра Нерадько руководителям территориальных подразделений ведомства и авиационных предприятий.

По данным главы ведомства, к 31 мая известно о 31 столкновении с птицами, повлекшем повреждение авиатехники, против 17 в 2021 году.

Кроме того, с января по май на 7% (до 224) выросло число сообщений о столкновениях самолетов с птицами, в которых авиатехника не пострадала, или угрозе таких столкновений.

На территории аэродромов самолеты сталкиваются не только с птицами, но и с другими животными: лисами, бродячими собаками. Глава Росавиации, не уточняя, о каких животных идет речь, отметил, что число таких столкновений или их угрозы также выросло. В 12 случаях из 21 экипажи уходили на второй круг, чтобы избежать рисков на взлетно-посадочной полосе.

Недавние инциденты

По словам Нерадько, сейчас продолжается расследование некоторых недавних авиационных инцидентов. В частности, столкновения самолета Airbus A321neo авиакомпании «Северо-Запад» со стаей птиц в аэропорту Домодедово 20 апреля и борта Superjet 100 авиакомпании «Россия» при посадке в Нижнем Новгороде 27 апреля.

16 апреля Уральская транспортная прокуратура сообщала, что Superjet 100 95M, следовавший из Тобольска в Санкт-Петербург, вернулся в аэропорт вылета после возможного столкновения с птицей.

Самолет благополучно сел, но после инцидента был временно отстранен от полетов, чтобы специалисты могли оценить его техническое состояние.

Читать также:
Дали больше свободы: в КНР ослаблены ограничения против COVID-19

Почему растет число столкновений

По мнению главы Росавиации, такой существенный рост числа столкновений, повлекших повреждения самолетов, может свидетельствовать о недочетах в работе аэропортов и других организаций, обеспечивающих полеты: органов обслуживания воздушного движения и эксплуатантов воздушных судов. Инциденты также могут быть связаны с недостатками во взаимодействии между ними.

Нерадько рекомендовал руководителям авиакомпаний провести занятия с экипажами воздушных судов по действиям в сложной орнитологической обстановке, чтобы снизить риски для безопасности полетов.

Комментируя письмо главы Росавиации, пресс-служба компании «Воздушные Ворота Северной Столицы», управляющей аэропортом Пулково (Санкт-Петербург), сказала изданию РБК, что орнитологическая ситуация стабильна. Там отметили, что специалисты вместе с транспортной прокуратурой отслеживают возможное появление незаконных свалок на приаэродромной территории, а также проводят другие мероприятия, чтобы сделать территорию аэродрома менее привлекательной для птиц и других животных.

Чаще всего российские аэропорты используют для отпугивания птиц несколько видов оборудования: биоакустические установки (они имитируют тревожные крики разных видов птиц, предупреждающие об опасности), акустические установки, имитирующие звуки выстрелов, а также пропановые пушки, издающие громкие хлопки, которые слышно на расстоянии до 1 км.

Чтоб отпугнуть птиц, аэропорты также применяют зеркальные шары с глазами хищных птиц, различные пугала и имитации хищных птиц.

В некоторых аэропортах, в частности в Домодедово, держат и самих хищных птиц — ястребов-тетеревятников.

В 2018 году глава Росавиации в письме своим региональным подчиненным приводил статистику аэропортов, где на 100 000 взлетов и посадок чаще всего происходили столкновения с птицами. Худшей была ситуация в аэропорту Абакана, а также в южных регионах России. Московский аэропорт «Шереметьево» оказался на 10-м месте, а «Домодедово» и «Внуково» — на 15-м и 16-м местах.

В российские самолеты стали чаще врезаться птицы