Топ-менеджеры назвали главные препятствия для бизнеса в России

«ТеДо»: главными препятствиями бизнес считает бюрократию и дефицит кадров Главными препятствиями для бизнеса в России руководители компаний считают бюрократию, нехватку кадров и финансов. О том, что им мешают санкции, говорят 25%, показал опрос компании «Технологии доверия» и НАФИ

Руководители бизнеса считают главными препятствиями для ведения дел в России бюрократию, нехватку квалифицированных кадров и дефицит финансов. Международные санкции в перечне препон для бизнеса оказались лишь на пятом месте. Таковы результаты опроса топ-менеджеров, проведенного компанией «Технологии доверия» («ТеДо», ранее— PwC в России). РБК ознакомился с результатами исследования.

Опрос проводился в октябре совместно с Аналитическим центром НАФИ в формате телефонного интервью на условиях конфиденциальности. В нем принял участие 1001 руководитель. Респонденты представляли малый, средний и крупный бизнес, различные регионы и отрасли.

Подавляющее большинство опрошенных— 72%— считают, что текущие условия ведения дел в целом способствуют успешному развитию бизнеса в стране. С ними не согласны 17%, а еще 11% затруднились ответить. Наиболее оптимистично настроены топ-менеджеры предприятий, расположенных в Москве (80% московских руководителей ответили на вопрос положительно). Чаще оценивают сложившиеся условия как неблагоприятные те, чьи компании находятся в состоянии кризиса или трансформации, акроме того, руководители предприятий из наукоемких отраслей, отмечается в исследовании.

Стабильной считают ситуацию в своей компании половина опрошенных, еще 16% говорят, что их бизнес находится в стадии активного развития и роста. Примерно каждый четвертый (24%) заявил, что сейчас пытается сохранить бизнес, 8% находятся в процессе трансформации, реорганизации.

Что мешает бизнесу

Участников опроса просили выбрать три главных препятствия на пути успешного ведения бизнеса в России из предложенных вариантов. Чаще всего респонденты называли:

    бюрократию— 49%; дефицит профессиональных кадров— 40%; дефицит финансовых ресурсов/вложений— 31%; несовершенство законодательства— 30%; международные санкции против России— 25%; недостаточную поддержку со стороны государства— 21%; устаревший/неэффективный стиль управления— 17%; большую роль личных связей и знакомств— 16%; отсутствие надежных поставщиков и партнеров— 16%.

Управляющий партнер «ТеДо» Игорь Лотаков считает, что ситуация с наиболее часто упоминаемыми препятствиями «мало меняется» из года в год. Однако в исследовании 2022 года этот вопрос руководителям не задавался (.pdf), а в 2021 году на первом месте фигурировало чрезмерное налогообложение, а далее шли нехватка квалифицированных кадров и административные барьеры/бюрократия. По мнению Лотакова, появившийся новый фактор— «международные санкции против России»— означает, что пора сделать изучение негативных последствий санкций приоритетным для всего экспертного сообщества.

Авторы исследования отмечают, что представители государственных компаний чаще других выбирали вариант «устаревший стиль управления» (25% против 16% в частном секторе). А руководителям частного бизнеса, в свою очередь, в большей степени мешают международные санкции (27% против 11% в госсекторе). Крупный бизнес, судя по результатам опроса, острее ощущает нехватку профессиональных кадров и неразвитость профессиональных сообществ.

Среди главных условий для успешного ведения бизнеса участники опроса «Технологий доверия» и НАФИ чаще всего называли грамотное руководство (50%), профессиональную, ответственную команду (45%), финансовые ресурсы и вложения (40%), надежных поставщиков и партнеров (32%) и поддержку со стороны государства (31%).

Кадровый голод остается одной из ключевых проблем в российской экономике. Уровень безработицы в октябре побил очередной рекорд, составив 2,9%.

Конъюнктурные опросы промышленных предприятий, которые регулярно проводит Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, свидетельствуют о «жестком кадровом дефиците» на производстве. Согласно материалам института по итогам ноября, с которыми ознакомился РБК, недостаток квалифицированных кадров занимает первое место в рейтинге ограничений промышленного роста по версии предприятий. На втором месте с отрывом в 10 процентных пунктов— «неясность текущей ситуации и ее перспектив».

Читать также:
Аналитики заявили о нарушении санкций G7 при поставках российской нефти

По данным опросов Института экономики роста им. П.А. Столыпина, около 20% предпринимателей до сих пор не смогли приспособиться к санкциям, остальные в той или иной степени к ним адаптировались, открыв новые рынки и наладив альтернативные пути поставок, говорит исполнительный директор института Антон Свириденко. Кроме того, примерно половина российского бизнеса (например, из торговли, внутренних услуг, строительства) была минимально связана с внешними рынками, поэтому для них санкции оказались не столь критичны, отмечает он.

«Все подчеркивают, что дефицит кадров сейчас— более важная проблема»,— констатирует Свириденко. С ним солидарен исполнительный директор «Опоры России» Андрей Шубин. В частности, нехватка работников сложилась в таксомоторных перевозках, в том числе за счет того, что на фоне ослабления рубля мигрантам становится невыгодно работать в России, говорит он. Кроме того, квалифицированные кадры с малых производств уходят на более устойчивые средние и крупные производства.

С бюрократией малый и средний бизнес «привык жить», тем более государство ведет работу по сокращению административных барьеров, считает Шубин. Недоступность финансирования для бизнеса объясняется повышением ключевой ставки (сейчас— 15%), «так просто деньги взять нельзя», отмечает он.

Согласно проведенному в начале года опросу Института экономики роста им. Столыпина, предприниматели, говоря о взаимодействии с властью, чаще всего жаловались на формальное толкование законов и требований, придирки и необоснованные требования, волокиту.

В пресс-службе Минэкономразвития РБК заявили о продолжающейся активной работе по снижению административной нагрузки на бизнес. Так, продлен действующий мораторий на проверки, под который подпадает свыше 6,2 млн предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, благодаря чему бизнес сможет сэкономить около 60–80 млрд руб. в год. Одновременно растет количество профилактических мероприятий, которые стали заменой проверкам: за десять месяцев текущего года профилактических визитов контролеров на предприятия организовано в два раза больше относительно аналогичного периода прошлого года, сообщили в ведомстве. Там также напомнили о продлении мер поддержки бизнеса в условиях санкций: антисанкционный закон, разработанный Минэкономразвития, принят Госдумой в первом чтении.

Что касается проблемы дефицита кадров, то в Минэкономразвития указали, что за шесть лет работы нацпроекта «Производительность труда» удалось снизить потребность экономики в кадрах на 100 тыс. человек «благодаря выстраиванию эффективных производственных систем». По словам министра экономики Максима Решетникова, если нацпроект продлят, «эффект перекроет более 10% кадрового дефицита в стране к 2030 году».

Насколько счастливы руководители бизнеса

Участникам исследования также задали четыре вопроса для определения их субъективного уровня счастья. На основе ответов рассчитывалась агрегированная оценка уровня счастья.

Подавляющее большинство руководителей (74%) не могут отнести себя ни к абсолютно счастливым, ни к несчастным. Про них можно было сказать, что у них «все нормально». Абсолютно счастливыми ощущают себя 20% опрошенных, 6% «не чувствуют себя счастливыми, не получают удовольствия от жизни и работы и считают, что их эмоциональное состояние сравнительно хуже, чем у других».

Среди абсолютно счастливых руководителей бизнеса выше доля работающих в сфере образования (34против 20% счастливыхсреди всех респондентов), тех, у кого есть дети-дошкольники (31%), руководителей московских фирм (25%), женщин (25%).

Среди несчастных чаще встречаются топ-менеджеры без пары (9%), а среди тех, у кого «все нормально», выше доля мужчин (78%) и руководителей среднего возраста (77%).

Более половины опрошенных руководителей (57%) заявляют, что удовлетворены своей работой, 36% дают пограничную оценку— частично удовлетворены, частично нет. Только 6% признались, что недовольны своей работой, 1% затруднился с ответом.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники