Силуанов заявил о превышении «социального» бюджета над «военным»

На соцрасходы уйдет 30,5% общих трат против 29% на оборонные Силуанов: доля расходов бюджета на социальные вопросы выше, чем на оборону Оборонные расходы составят 29% всех трат федерального бюджета в 2024 году, но говорить, что «у нас военный бюджет», нельзя, заявил глава Минфина Антон Силуанов. На социальные вопросы приходится свыше 30% расходов, утверждает он

Несмотря на масштабное финансирование обороноспособности России, соотношение расходов в общем объеме трат федерального бюджета, запланированных на 2024 год, склоняется в сторону социального обеспечения. Такое заявление сделал в понедельник, 16 октября, министр финансов Антон Силуанов, выступая на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам, передает корреспондент РБК.

Силуанов признал, что 29% госрасходов направлены на «укрепление обороноспособности страны», причем «такого не было никогда». «Сегодня это для нас первоочередная задача. Здесь и денежное довольствие военнослужащих, и закупки военной техники, потребности в которой определены, и те деньги, которые предусмотрены на техническое перевооружение наших предприятий, которые изготавливают продукцию военного назначения»,— сказал министр.

Это, однако, не означает, что на 2024 год сформирован «военный бюджет», заявил Силуанов. «Многие говорят: у нас что теперь, военный бюджет? Нет, коллеги. Да, расходы увеличены на военное направление, но приоритет в расходах бюджета отдается социальным вопросам»,— подчеркнул он.

Силуанов уточнил, что на социальные нужды тратится более 30% всех расходов. «Если быть точным— 30,5%. Поэтому приоритет социальных расходов и повышенных социальных расходов, связанных с индексациями, пособиями и так далее, заложен в безусловном порядке»,— подчеркнул глава Минфина.

В пресс-службе Минфина РБК уточнили, что в проекте федерального бюджета на 2024 год расходы на социальную политику, образование, здравоохранение, культуру и спорт составляют порядка 11,2 трлн руб., что составляет 30,5% общего объема расходов федерального бюджета.

Как Минфин мог прийти к оценке соцрасходов

Согласно пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2024 год, наибольшая доля всех расходов запланирована по направлению «Национальная оборона»— 29,4% (или около 10,8 трлн руб.).

На «Социальную политику» приходится 21,1% расходов (7,7 трлн руб.). Это минимальная доля расходов по этому направлению с 2011 года. В предыдущие годы на социальную политику приходилось большинство федеральных расходов.

Аналитики иногда включают в социальные расходы в широком смысле траты на образование и здравоохранение. Доля расходов федерального бюджета по разделу «Образование» в 2024 году составит 4,2%, по разделу «Здравоохранение»— 4,4% (в совокупности с расходами по разделу «Социальная политика»получается 29,7%). С учетом расходов на культуру и кинематографию в размере 0,6% общих трат и на физкультуру и спорт в размере0,2%получится доля 30,5%.

Кроме того, если в целом смотреть на расходы бюджетной системы (то есть максимально широкие расходы государства, включая регионы и внебюджетные госфонды), ассигнования по разделу «Социальная политика» в 2024 году составят 29,2% от совокупных расходов бюджетной системы (против 16% для раздела «Национальная оборона»), следует из заключения Счетной палаты на проект федерального бюджета.

Ранее Силуанов неоднократно отмечал, что оборонные расходы являются главным приоритетом для государства в настоящий момент. Он также говорил, что не считает тревожным сигналом сокращение доли расходов на национальную экономику в общей структуре расходов федерального бюджета. Глава Минфина подчеркивал, что в номинальном выражении эти расходы не сокращаются.

Так, по сравнению с запланированными на 2024 год в текущем бюджете (на трехлетку 2023–2025 годов), расходы на национальную экономику вырастут почти на10%, на социальную политику— почти на 6%, на здравоохранение— на 7%, на образование— более чем на 5%.

Читать также:
Экономисты предупредили об откате Китая к традиционной модели роста

Что входит в социальные расходы

К социальным расходам могут быть отнесены также расходы на образование и здравоохранение, по крайней мереих часть, говорит старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин. В 2021 году Минфин именно так оценивал социальные расходы— как сумму расходов по разделам «Социальная политика», «Здравоохранение», «Образование».

Кроме того, некоторые выплаты военнослужащим— например, в случае ранения; компенсации родственникам погибших военных могут проходить по «оборонным» статьям бюджета, но, по сути, являются социальными, предполагает он. «То, что «социалка» в том числе зависит от военных расходов, никто не отрицает. Но это не значит, что это тоже военные расходы. В этом смысле бюджет вполне может оставаться социальным, но мы понимаем, что часть «социалки» связана с проведением СВО»,— отмечает Дерюгин.

«Еслиже Силуанов имел в виду бюджет расширенного правительства, то да, там социальная часть больше, потому что ее больше на региональном уровне плюс федеральные фонды»,— говорит Дерюгин.

Председатель Соцфонда Сергей Чирков в ходе «парламентского диалога» в Совете Федерации 16 октября назвал соцподдержку участников специальной военной операции приоритетом работы фонда. «За каждым бойцом в отделении закрепляется персональный куратор, который его сопровождает до получения всех пособий, которые ему полагаются»,— сказал он. Помимо обеспечения техническими средствами реабилитации (коляски, протезы и т.д.)фонд выплачивает им ежемесячные выплаты, пособия, связанные с оплатой услуг ЖКХ, уточнил Чирков.

Счетная палата в заключении на проект федерального бюджета отмечает, чтоесли рассматривать бюджеты всей бюджетной системы, то расходы на социальную политику составляют в нем, как и в предыдущие годы, наибольшую долю. В бюджетную системупомимо федерального бюджетавходят бюджеты Фонда пенсионного и социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования, бюджеты регионов и территориальных отделений фондов, муниципальные бюджеты.

Доля расходов на соцполитику в структуре расходов бюджетов бюджетной системы в 2024–2026 годах составит 29,1%, указывает Счетная палата. В 2024 году расходы бюджетной системы по этому направлению запланированы в объеме 19,7 трлн руб., говорится в заключении.

Расходы Социального фонда

Расходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования (СФР), который отчасти формируется за счет трансфертов из федерального бюджета (5,4 трлн руб. в 2024 году), по направлению «Социальная политика» составят почти 16 трлн руб. Это основные расходы фонда; общая сумма запланированных трат составляет около 16,8 трлн руб. Трансферты из федерального бюджета Соцфонду на социальные цели засчитываются в расходы федерального бюджета по соответствующему разделу.

Почти 11 трлн руб. расходов Соцфонда по разделу «Социальная политика» в 2024 году приходится на пенсионное обеспечение (рост на 12% к 2023 году).

При этом расходы на социальное обслуживание населенияпо сравнению с 2023 годомувеличатся на 27,3% и составят порядка 2,1 трлн руб., отмечает Счетная палата в заключении на проект бюджета СФР. Порядка четверти этих расходов (25,6%) приходится на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан. В частности, вырастет объем ежемесячных выплат ветеранам— на 14% (составит 102,4 млрд руб.) и инвалидам— на 6% (составит 404,5 млрд руб.).