Силуанов допустил риск превышения запланированного дефицита бюджета

Дефицит бюджета в 2023 году на уровне 2% ВВП — под вопросом, сказал министр финансов Антон Силуанов. По его словам, он будет зависеть от объема допрасходов. Наилучшее решение проблемы — перераспределение «бюджетного пирога»

Размер дефицита федерального бюджета по итогам 2023 года находится под вопросом— превысит он запланированную планку в 2% ВПП (2,9 трлн руб.) или нет, будет зависеть от объема дополнительных расходных обязательств. Об этом в интервью телеканалу РБК в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023) сообщил министр финансов Антон Силуанов.

«Все будет зависеть от наших трат в текущем году. По плану 2% ВВП— наш дефицит в текущем году с последующим снижением в 2025-м до 0,7%. Уложимся мы или нет, все будет зависеть от наших дополнительных расходов, которые мы примем в текущем, последующем годах. Поэтому вопрос»,— сказал он.

По итогам января—мая 2023 года дефицит федерального бюджета превысил запланированный на весь год уровень почти на 500 млрд руб. и составил 3,4 трлн руб., сообщал Минфин. Доходы за пять месяцев снизились на 18,5% в годовом выражении, а расходы выросли на 26,5%. По данным портала «Электронный бюджет», на 14 июня бюджет потратил 13,9 трлн руб. из текущего плана в 29,9 трлн, то есть 46%. В 2022 году за декабрь было израсходовано 22,8% суммарных годовых расходов.

Ранее (например, в комментарии к исполнению бюджета за пять месяцев 2023 года) Минфин заявлял, что планирует в 2023 году потратить столько, сколько предусмотрено законом о бюджете, плюс возможные дополнительные расходы в объеме не более поступающих в течение года дополнительных ненефтегазовых доходов— такая конструкция соответствует логике бюджетного правила и не должна приводить к превышению запланированного дефицита.

Источники внутри бюджета

Отвечая на вопрос о новой планке по размеру дефицита и источниках его покрытия, министр отметил, что Минфину предстоит «настроить» бюджет внутри того уровня расходов, который предусмотрен.

«Есть возможности и в текущем году поискать деньги из утвержденного бюджета. Также, кстати говоря, мы поработаем и по доходам. У нас вот недавно правительство приняло решение, согласованное с бизнесом, о налогообложении сверхприбыли компании. Это все в копилку бюджетную. И эти деньги пойдут на дополнительные расходы, которые возникают в ходе текущего года. Они возникают действительно. Если эти расходы действительно нужны, а они в большей части действительно востребованы, значит, будем искать источники как в доходах, так и внутри бюджета»,— отметил Силуанов.

По мнению министра, наращивание расходов несет ряд негативных последствий для экономики, если их финансировать за счет долговых источников, таких как размещение ОФЗ.

Читать также:
Эксперты рассчитали цену углеродного налога в ЕС для российской экономики

«Если мы будем массированно сгребать всю ликвидность рынка, это, во-первых, уменьшит возможности банков кредитовать экономику, а нам нужно как раз это направление, а во-вторых, повысит ставки и еще больше увеличит стоимость заимствования для бизнеса. <…> Если мы хотим больше расходов, значит, тогда мы получим более высокие ставки в экономике и снижение деловой активности. И насколько эффективны тогда будут эти расходы дополнительные? Поэтому, конечно, наиболее правильное решение— это перераспределение того, я как говорю, «бюджетного пирога» внутри»,— подчеркнул он.

По его словам, это «сложный выбор», но его «надо делать». Вместе с тем корректировки по размеру расходов могут привести и к изменению бюджетного правила. «Бюджетное правило мы пока в целом, в базе, не хотим корректировать. Но если мы видим необходимость корректировки бюджетных трат, бюджетных расходов, то в этом году какие-то временные отступления могут быть»,— допустил Силуанов.

В прошлом временные корректировки бюджетного правила позволяли обеспечить дополнительные расходы, которые в норме запрещалисьбы бюджетным правилом. Например, с 2023 года власти (после приостановки в кризисном 2022-м) вернулись к механизму бюджетного правила, ограничивающего расходы бюджета, но с переходным периодом, разрешившим повышенные предельные расходы бюджета в 2023 и 2024 годах. Так, в 2023 году федеральные расходы, согласно закону о бюджете, превысят расчетные по бюджетному правилу (в том виде, в каком оно должно полноценно заработать с 2025 года) на 2,9 трлн руб.

О том, что бюджетное правило требует корректировки, заявил 16 июня министр экономики Максим Решетников.

Правительству придется подумать о приоритизации бюджетных расходов, ранее заявлял первый вице-премьер Андрей Белоусов. По его оценкам, «экспертно» можно былобы сократить 10–15% расходов. «Имеется в виду, что если и придется сокращать, то за счет такого рода оптимизации»,— пояснил Белоусов. Законом о бюджете предусмотрены федеральные расходы в объеме 29 трлн руб. на 2023 год (то есть 10%— это ориентировочно 2,9 трлн).

Власти из-за санкций не раскрывают детализацию фактических бюджетных расходов по итогам 2022 года и в 2023 году по тематическим направлениям. В законе о бюджете 2023 года предусматривается, что в текущем году 17% всех расходов будет приходиться на национальную оборону (против 14,4% в досанкционном 2021 году), 15%— на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (против 9,4% в 2021-м), 12%— на национальную экономику (против 17,6% в 2021-м), 25%— на социальную политику (против 27% в 2021-м), следует из данных Минфина и материалов к закону о бюджете.