Россияне стали реже расставаться с ненужными вещами
Исследование ВШЭ: 7% россиян продают ненужные вещи, 19% — выбрасывают Большинство россиян пытаются бесплатно пристроить хорошие, но ненужные вещи другим людям, на продажу их выставляют лишь 7%, выяснила исследовательница из НИУ ВШЭ. После 2022 года готовность людей расставаться с вещами снизилась
Только 7% россиян продают ненужные, но хорошие вещи через комиссионки, интернет-платформы и чаты, большинствоже предпочитают бесплатно отдавать их родственникам, друзьям, соседям или незнакомым людям, а каждый пятый— выбрасывать. При этом в 2022 году готовность людей расставаться с ненужным вещами снизилась. Такие данные приводятся в статье профессора НИУ ВШЭ Марины Шабановой «Ненужные вещи, мусорная проблема и солидарные практики российских потребителей», опубликованной в свежем выпуске журнала НИУ ВШЭ «Экономическая социология». РБК ознакомился с материалом.
Анализ базируется на данных трех опросов, проведенных в 2017, 2020 годах и декабре 2022 года. В каждом приняли участие по 2 тыс. человек, репрезентирующих население России по полу, возрасту и уровню образования.
«Несмотря на точто способствующая среда для этичной утилизации в России развита пока слабо, в целом россияне весьма широко включены в разнообразные практики в сфере обращения с утратившими потребительскую ценность, но не утратившими потребительских качеств вещами»,— пишет Шабанова.
При этом «конструктивные» практики (содействующие продлению срока жизни вещей до полного исчерпания ими остаточной ценности) с большим перевесом преобладают над «деструктивными»— досрочным выбрасыванием на свалку: 75% против 19%. А проэкологические или просоциальные практики и мотивы превышают мотив извлечения частной выгоды. «Таким образом, в России проявляются закономерности, присущие моделям поведения в этой сфере в других странах»,— утверждает автор.
Кому россияне готовы отдавать вещи безвозмездно
Самые распространенные практики обращения со ставшими ненужными вещами основаны на солидарности. Согласно результатам опроса от декабря 2022 года:
- 41% предлагают ненужные вещи в хорошем состоянии друзьям, знакомым и соседям; 32% отдают вещи другим членам семьи, включая тех, кто живет отдельно; 24% бесплатно отдают вещи незнакомым людям— через храмы, фонды, благотворительные магазины, пункты социальной помощи, интернет-площадки (множества могут пересекаться.— РБК).
В общей сложности хотябы в одной из таких солидаристических практик участвуют 64% россиян, в том числе в передаче вещей не членам семьи— как знакомым, так и незнакомым— 53%, указывает Шабанова. Это, по мнению автора, «свидетельствует о весьма заметном погружении практик обращения с ненужными вещами (предметами) в сферу гражданского общества».
«Будучи сопряженными с добровольной бесплатной передачей предметов, эти практики носят нерыночный характер и конструктивны как для среды (ослабление мусорной проблемы, помощь другим людям, сдерживание их от новых покупок), так и для владельцев ненужных вещей («расхламление» жизненного пространства, личное удовольствие от помощи другим людям),— отмечается в статье.
Сколько россиян продает и выбрасывает старые вещи
К продаже вещей в хорошем состоянии через комиссионные магазины, секонд-хенды, интернет-площадки и мессенджеры прибегали на момент последнего опроса только 7% респондентов. Кроме того, еще 2% заявляли, что сдают вещи на утилизацию в магазины, чтобы получить скидки на новые товары. Автор относит это также к рыночным практикам.
Выбрасывают вещи, ставшие ненужными, 19% респондентов, а 15% ответили, что убирают их подальше: «пусть хранятся до лучших времен, вдруг еще пригодятся». Каждый десятый использует вещи до полного износа, донашивают дома, на даче. У таких людей, как правило, не бывает чего-либо ненужного в хорошем состоянии.
К апсайклингу прибегают лишь 2,5%: они обновляют и реставрируют вещи, стараются сделать их более модными, современными.
Автор указывает, что мотивы личной выгоды (экономической, как в случае продажи, или неэкономической— освобождение пространства, чувство удовлетворения и др.) в практиках сокращения количества образуемых отходов играют относительно слабую роль: гораздо важнее воспринимается забота об общем благе. Однако при этом отмечается низкая уверенность россиян в результативности прилагаемых усилий: только каждый десятый (из всех опрошенных) верит в то, что его усилия не напрасны и могут влиять на решение «мусорной» или социальной проблемы. Даже среди участников солидарных практик эта доля не превышает 12–14%, следует из результатов опроса.
В рассмотрение автора статьи не вошла такая практика обращения с ненужными вещами, как передача во временное пользование другим людям. В ближнем кругу эта практика, как правило, имеет эпизодический характер, а в отношениях с незнакомыми людьми продвигается благодаря развитию интернета, но пока находится в зачаточном состоянии, указывает Шабанова в примечании. По данным исследования, в передаче во временное пользование за плату не использующихся в данный момент предметов (горные лыжи, камеры, палатки, лодки, свадебные платья, костюмы и пр.) незнакомым людям с хорошей репутацией в интернет-сообществах участвуют лишь 1,3% россиян.
Как изменилось отношение к ненужным вещам с 2022 года
Результаты опросов показывают, что ни в условиях пандемии, ни в условиях санкций доля участников солидаристических практик обращения с вещами не снижалась, а в 2022 году она даже возросла как в ближнем кругу, так и в дальнем, констатирует Шабанова. Так, в 2017 году 17% говорили, что отдают вещи через благотворительные магазины, фонды, храмы и интернет-ресурсы. В 2020 году таких респондентов стало 20%, в конце 2022 года— 24%. Аналогично увеличилась доля тех, кто отдает ненужную одежду, мебель, бытовую технику друзьям, знакомым и соседям,— с 32% в 2017 и 2020 годах до 41% в 2022 году.
Однако с 2017 года снижаются коэффициенты стабильности участников опросов, указывает автор. Коэффициент стабильности показывает отношение числа намеренных продолжать ту или иную практику потребления в ближайшие год-два к общему числу включенных в нее в настоящее время. Если в 2017 году о намерении отдавать вещи бесплатно незнакомым людям в ближайшем будущем заявляли 23,5%, то к концу 2022 году их доля снизилась почти вдвое— до 12%. Доля планирующих раздавать вещи ближнему кругу сократилась с 33% в 2017 году до 16% в 2022 году.
Автор предполагает, что в пандемийный год на результаты повлияло снижение общей частоты контактов из-за опасений заразиться, а в 2022 году на первый план вышла «высокая неопределенность относительно ближайшего будущего». «В условиях нестабильности и неясности жизненных перспектив часть россиян предпочитают «притормозить» процесс избавления от ненужных вещей в хорошем состоянии (по крайней мере, на бесплатной основе) и оставлять их в своих домохозяйствах «до лучших времен», «на всякий случай»,— пишет Шабанова.
Автор приводит несколько подтверждающих гипотезу ответов: «С началом СВO перестала раздавать вещи», «Санкции. Донашиваем то, что осталось», «Когда наступят времена, как в начале 90-х, все вспомнят и пожалеют о выкинутых или отданных вещах». Кроме того, в трудные времена активизируется переключение с бесплатных на платные каналы избавления от ненужных вещей, отмечает автор, ссылаясь на зарубежные исследования прошлых лет.
Также влияние на количество отдающих и продающих вещи может оказывать и развитие так называемой быстрой моды, не исключает автор. «Возрастает число ставших ненужными вещей, которые не всегда удобно предлагать другим людям»,— поясняет она.
В любом случае к концу 2022 году ресурсный потенциал жертвователей по большинству позиций существенно снизился, подчеркивается в статье. В частности, сократилась доля тех, кто готов бесплатно отдавать ненужную детскую и взрослую одежду и обувь, игрушки, книги (как взрослые, так и детские), учебную литературу, компьютеры, ноутбуки и планшеты, мобильные телефоны. По сравнению с 2020 годом увеличилось количество тех, у кого нет ненужных вещей для отдачи незнакомым людям,— с 19 до 24%. Вместе с тем доля не имеющих ненужные вещи для передачи ближнему кругу сократилась с 34% в 2020 году до 31% в 2022 году.
В 2023 году количество активных покупателей на платформе «Авито» (сервис размещения объявлений о продаже товаров.— РБК) выросло более чем на четверть, а общий объем оборота товаров— в 2,3 раза, сообщили РБК в пресс-службе сервиса. Из них на долю сделок на вторичном рынке приходится 48%, остальное— новые товары.
По данным «Авито», 73% россиян доверяют ресейл-платформам и готовы покупать товары у частных продавцов. Чаще всего пользователи ищут на «Авито» настольные компьютеры (доля сделок поб/у товарам— 77%), детскую одежду и обувь (69%), бытовую и фототехнику (66%).
«Популярность ресейл-платформ обусловливается в том числе и трендом на осознанное потребление. Кроме того, 52% пользователей объясняют свой выбор платформы возможностью сэкономить, а 43% отмечают, что ресейл-платформы позволяют найти наиболее оптимальный вариант по соотношению цены и качества»,— отметили в пресс-службе.
Как «устойчивые» практики влияют на экономику
Продажа и передача подержанных товаров становится массовой практикой, уверена директор направления маркетинговых исследований аналитического центра НАФИ Наталья Кузнецова. По данным центра, онлайн-сервисы для покупок уже вошли в сферу досуга, и на этом фоне 60% россиян стали чаще занимать свое свободное время изучением приложений интернет-магазинов и сервисов размещений частных объявлений. «Популярностьб/у-покупок способствуют экономии ресурсов, что очень важно для экологии. Конечно, есть опасения, что увеличение популярности «вторички» может понизить спрос на новые товары. Однакодля многих потребителей подержанные вещи— это хороший способ экономии денег, а значит, повышения их покупательной способности и расходов в других секторах экономики»,— отмечает Кузнецова.
По данным «Барометра экономического поведения домашних хозяйств» от НИУ ВШЭ, в 2023 году не реже раза в неделю 10% респондентов совершали покупки в социальных сетях и на сайтах типа «Авито», «Юла» и т.д. Типичные покупатели по таким каналам— работающие студенты, женщины в декрете и занятые с низким и высоким уровнем дохода, отмечалось в исследовании. К наиболее часто обновляемым (недавно приобретенным) товарам длительного пользования относятся «умные» колонки, смартфоны, планшеты, указывали эксперты ВШЭ.
В современном обществе большое значение имеет рост потребления, во многом он поддерживает экономику, напоминает заведующая лабораторией исследований проблем устойчивого развития РАНХиГС Вера Баринова. Кроме того, существует мода и моральное устаревание вещей, а также стремление потреблять статусные вещи напоказ, добавляет она. «Соответственно, глобально повторное употребление вещей и предметов не укладывается в привычные закономерности функционирования экономики»,— говорит эксперт.
По мнению Бариновой, пока влияние на экономику повторного использования вещей другими владельцами минимально. «Однако в долгосрочном периоде действительноэто может способствовать снижению спроса на новые материалы, уменьшая потребление энергии и образование отходов и продвигая более устойчивый подход к управлению ресурсами»,— считает она.
Если речь идет об одежде, то исследователи фиксируют тренд этичного потребления в российском обществе, говорит ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН Василий Аникин. Он выделяет в тенденции несколько аспектов:
- люди чаще ограничивают потребление по этическим причинам; используют для утилизации одежды, помимо благотворительных центров и церковных сообществ, сервисы переработки вещей; активно используют ресурсы своих сетей для обмена вещами; активно используют шеринговые (то есть арендные) сервисы для целей краткосрочного потребления или для ознакомления с благом.
«Этот тренд позитивно влияет на экономику, так как является базовым элементом устойчивого развития за счет снижения негативного воздействия на местные сообщества и окружающую среду, а также способствует развитию качественных аспектов предложения и даже созданию новых отраслей и рабочих мест»,— подчеркивает Аникин.
В отношении к покупке одежды можно наиболее четко проследить рационализацию населения, согласна Кузнецова. «Мы увидели, что среди россиян в прошлом году значительно вырос интерес к секонд-хендам, покупке одежды с рук. По данным НАФИ, 34% россиян говорят, что делали покупки в секонд-хенде или комиссионном магазине, еще 31% граждан рассматривают такую возможность»,— указывает она. Подобный формат шопинга не только выгоден, но и соответствует укреплению экологической повестки, уверена эксперт.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram
РБК в Telegram
На связи с проверенными новостями
Российский гонщик "Формулы-1" рассказал как добился снятия санкций
Губернатор Мурманской области получил ножевое ранение
Крупнейшего производителя вина в России изъяли в собственность государства
Илон Маск прокомментировал возможное вступление Украины в НАТО
Полиция обыскала квартиру преступника, напавшего на губернатора Чибиса
В Москве оштрафовали водителя, перевозившего льва. Видео
Восемь человек пострадало в Ростовской области из-за взрыва дрона
Названы официальные цены на автомобили бренда Solaris
На графике нефти сформировался «золотой крест». Что это значит?