Решетников назвал риски для роста инвестиций

Сюжет ПМЭФ-2024Сюжет Эксклюзивы РБК Окончание программ льготной ипотеки и недавнее торможение импорта — это риски для роста инвестиций в стране, сказал РБК министр экономики Максим Решетников. Однако, по его словам, созданы «хорошие заделы» по крупным инвестпроектам

Инвестиции в основной капитал в России показывают «хорошие цифры», но среди рисков для их роста— ожидаемое замедление жилищного рынка в связи с окончанием программ льготной ипотеки и недавнее торможение импорта в Россию, особенно инвестиционного. Такое заявление сделал в интервью телеканалу РБК в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) министр экономического развития Максим Решетников.

«На рынке жилья, очевидно, будет замедление, определенное охлаждение в связи с окончанием программ льготной ипотеки. И это естественно, потому что на рынке жилья мы всегда какбы занимали у «завтра», а сейчас надо какое-то время потерпеть, когда будем с «завтра» расплачиваться. Мы съедали завтрашний спрос, сейчас ситуация как-то выровняется. Послезавтрашний спрос все равно будет— доходы растут»,— сказал Решетников.

В этом году должны завершиться три льготные ипотечные программы— «Господдержка», «Семейная ипотека» и «IT-ипотека». В частности, массовая льготная ипотека («Господдержка») под 8%, запущенная первоначально в апреле 2020 года, истекает 1 июля. «Семейная ипотека» тоже завершается 1 июля, но власти планируют продлить ее до 2030 года на новых условиях.

По словам Решетникова, от 13 до 15% в структуре инвестиций— это жилищный сектор. Объем строительных работ в России в январе—апреле 2024 года вырос на 3,1% к томуже периоду годом ранее в сопоставимых ценах.

В первом квартале 2024 года инвестиции в России в реальном выражении увеличились на 14,5% к томуже периоду 2023 года, после роста на 9,8% за 2023 год. Минэкономразвития прогнозирует, что в 2024 году рост инвестиций замедлится до 2,3%. Но Решетников 6 июня сказал на ПМЭФ, что прогноз может быть пересмотрен благодаря хорошей динамике первого квартала.

Минэкономразвития «смущает немного», что во втором квартале притормозился импорт, и «в том числе или в особенности есть подозрение, что импорт инвестиционный», также сказал Решетников РБК. «Это тоже тревожно»,— добавил он.

Импорт в Россию совокупно по группам внешнеторговой номенклатуры 68–70, 84–97 (главным образом это машины, механизмы, оборудование, электрооборудование, транспортные средства, различные инструменты и приборы) снизился в марте 2024 года на 19% год к году (до $10,7 млрд), следовало из данных Федеральной таможенной службы (ФТС), опубликованных в прошлом месяце. Также в мае китайская таможня сообщила, что экспорт товаров в Россию в апреле снизился на 10,2% к томуже месяцу прошлого года (в юаневом выражении, а в долларовом— на 13%). Снижение происходит на фоне проблем с платежами в Китай, на них жаловались предприниматели. Часть оплат не проходит, часть идет до получателей два-три месяца, говорили консультанты. Одной из причин являются опасения вторичных санкций США. Впрочем, по данным РЭЦ, средний срок прохождения платежа— одна-три недели.

Читать также:
Импорт СПГ в ЕС достиг нового рекорда

С другой стороны, в последние годы были созданы «хорошие заделы» по инвестпроектам, такие как Фабрика проектного финансирования, соглашения СЗПК (по защите и поощрению капиталовложений), кластерная инвестиционная платформа, механизм поручительств ВЭБ.РФ, инфраструктурные бюджетные кредиты, напомнил Решетников. «В целом мы хорошую инерцию набрали. И я более-менее спокойно смотрю в окончание этих проектов. Потому что мы их все поддержали. У насже многие проекты, особенно крупные, были на западном финансировании, которое ушло, и мы два года по факту переструктурировали и замещали собственным финансированием, причем это были проекты, которые превосходят даже возможности нашей финансовой системы»,— сказал министр, приведя в пример проект газоперерабатывающего и газохимического комплекса в Усть-Луге.

Ценности и приоритеты

В интервью Решетников также заявил, что ценности, которые Минэкономразвития поддерживает,— это макроэкономическая стабильность, рыночная экономика, защита частной собственности. «Есть много что поделать: таже реформа закона о банкротстве. Один из ключевых институтов в стране, ну прямо скажем, архаичный, и этот институт нам необходим в моменты структурной перестройки экономики, чтобы активы не стояли, чтобы они не расхищались, чтобы рабочие места не уничтожались, чтобы это все быстро перестраивалось»,— сказал министр.

Среди приоритетов он назвал поддержку инвестиций, «особенно в рамках периода высоких процентных ставок», изменений налоговой системы, «непростых тарифных решений», которые предстоят. «Следующее— технологическая повестка. Нам важны не только объем и темпы роста инвестиций, нам еще важна структура инвестиций, нам важно, чтобы у нас нематериальные активы были реальным активом, чтобы наши бренды развивались»,— отметил министр. «Третий момент— нам всем придется развиваться в условиях дефицита рабочих рук. В условиях, когда мы и по внутренним, и по внешним причинам изменим отношение к миграции, меняем отношение. Такого ресурса в таком объеме не будет»,— указал он. В связи с этим Решетников отметил необходимость «работать над производительностью труда», над повышением гибкости рынка труда, развитием платформенной экономики.

Говоря о рисках на мировой экономической арене, Решетников заявил, что, «конечно, настораживает ситуация на многих рынках коммодитиз [сырьевых товаров]». «Мы видим, что цены снижаются. Это и угольные рынки, и палладиевая группа просела сильно, и по другим направлениям мы видим такие вещи. С другой стороны, таже пшеница в принципе неплохо идет»,— сказал министр. «Есть некоторые вопросы, конечно. И с накопленными долгами в крупнейших экономиках, и с этой деглобализацией, регионализацией. Это все, конечно, не идет на пользу мировой экономике. Но, с другой стороны, нам не привыкать работать в тяжелых условиях, в непростых условиях»,— резюмировал он.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram