Против США и себя самих. Что ждет Европу в новом году

МОСКВА, 8 янв — РИА Новости, Ренат Абдуллин. На Евросоюз продолжают давить — изнутри и извне. Минувший год особенно ярко высветил противоречия между странами континента. К этому добавилась и агрессивная политика США. О проблемах ЕС — в материале РИА Новости.

Санкции как фактор единства

На недавнем саммите глав государств и правительств ЕС согласовали очередной — девятый — пакет антироссийских санкций, персональных и секторальных.

А первый утвердили еще 25 февраля. В черные списки попали президент Владимир Путин, премьер Михаил Мишустин, замглавы Совбеза Дмитрий Медведев, глава МИД Сергей Лавров.

Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель назвал это «самыми жесткими ограничительными мерами».

Брюссель тогда действовал параллельно с Вашингтоном. Такая сплоченность сохранялась долгие месяцы. Но для последующих пакетов оставалось все меньше опций. Одновременно в ЕС усиливались противоречия: одни хотели больше жесткости, другие — сдержанности. В роли медиатора пришлось выступать президенту Франции Эммануэлю Макрону.

Смена лидерства

После ухода Ангелы Меркель с поста канцлера Германия утратила традиционную роль «локомотива» ЕС. Новый глава правительства Олаф Шольц не обладает опытом и авторитетом экс-канцлерин, а его рейтинги доверия у населения бьют антирекорды.

В этих условиях о себе в качестве европейского лидера заявила Франция.

Макрон весной победил на вторых для себя президентских выборах, а до этого с началом российской СВО стал и героем интернет-мемов. «Макрон дозвонился» — эта шутка разлетелась по всему миру. Суть ее проста: французский президент признался, что с декабря 2020-го провел не менее 100 часов телефонных бесед с Владимиром Путиным. Немногим меньше Макрон разговаривал с украинским президентом Владимиром Зеленским.

Усилия Парижа не принесли результатов, но как минимум закрепили за Францией лидирующую дипломатическую роль, которая предполагает и усмирение «проблемных» членов Евросоюза. А те по-разному реагируют на антироссийские санкции: от стремления ужесточить их до призывов к компромиссу с Москвой.

«Трудные дети» ЕС

Несмотря на декларируемую общность взглядов, часть европейских стран противодействует курсу Брюсселя.

Главную роль играет Польша. Варшава одной из первых отказалась от поставок российских энергоносителей. И регулярно призывает к самым строгим ограничениям для Москвы.

Польские эксперты занимают ведущие позиции в западных аналитических центрах, США и ЕС вынуждены считаться с ними.

При этом у поляков есть конкретные собственные цели. Главная из них — разморозка активов, которых Брюссель лишил Варшаву из-за непопулярных внутренних реформ. Пока ЕС не идет навстречу Польше, что лишь усиливает раскол внутри союза.

Второй европейский enfant terrible (фр. «трудный ребенок», термин часто упоминают в европейской прессе при обсуждении ЕС) — Венгрия. В отличие от Варшавы, Будапешт сдержан относительно Москвы, зато критично настроен к Киеву.

Венгры запретили поставки оружия Украине через свою территорию, выступают против ряда антироссийских санкций, в первую очередь энергетических. В декабре МИД страны назвал идею введения потолка цен на нефть и газ из России «вредной и опасной».

Читать также:
Россия и Алжир не поддадутся давлению Запада, заявил Шойгу

Антипатия Будапешта к Киеву связана в основном с Закарпатьем, где украинский режим притесняет венгерскую общину, а с Москвой ситуация еще проще. Венгрия не в состоянии обеспечить себя энергоресурсами без российского участия. ЕС же не спешит помогать наиболее уязвимым членам.

Устройство Евросоюза не допускает принудительного исключения одного из участников объединения. Поэтому и Польша, и Венгрия вправе продвигать свои позиции. Канцлер ФРГ Шольц допустил, что ЕС требуются коренные изменения — вплоть до отказа от права вето, по которому одна страна может блокировать решения всего союза. Но для таких реформ вновь понадобится согласие всех участников. Ни Варшава, ни Будапешт, согласно опросам, к выходу из ЕС не готовы. Значит, Брюсселю придется прикладывать больше усилий для примирения партнеров. Но не только внутри ЕС необходимо искать компромиссы.

Заокеанская дискриминация

Серьезным ударом по кооперации США и Европы стал энергетический кризис. Америка, относительно независимая в вопросах энергообеспечения, фактически вынудила союзников примкнуть к антироссийским санкциям. Западная пресса признает: Брюссель начал уставать от геополитических авантюр Вашингтона.

Еще более сильным потрясением стал принятый президентом США Джо Байденом «Закон о снижении инфляции». Акт подразумевает протекционистские меры для американских производителей электромобилей и аккумуляторов, в первую очередь в виде субсидий. В Европе эти шаги назвали дискриминационными. Макрон, вступившись за весь Евросоюз, пытался добиться от Байдена уступок, угрожая расколом Запада. Однако это ему не удалось — и на уровне союза решили выработать ответные меры, которые обсуждали на саммите объединения в середине декабря. Впрочем, у европейцев гораздо меньше денег, чем у США, чтобы поддерживать субсидиями своих производителей и потребителей.

Американский закон вступит в силу в январе. Когда его экономические последствия станут ощутимыми для ЕС, напряжение между союзниками, очевидно, только возрастет.

Невнятные планы

В конце декабря председатель Европейского парламента Роберта Метсола, премьер-министр Чехии Петр Фиала (а с 1 июля 2022-го Чехия — председатель Совета ЕС) и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подписали совместную декларацию о приоритетах на 2023-2024 годы. Предполагалось, что документ закрепит прогресс в работе союза, но итоговые формулировки оказались весьма размытыми.

Против США и себя самих. Что ждет Европу в новом году

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен выступает на пленарной сессии Европейского парламента в Страсбурге

Как подчеркнула Роберта Метсола, сейчас европейское лидерство необходимо больше всего. Среди первостепенных задач — поддержка бизнеса, граждан и зеленой энергетики.

Фиала, в свою очередь, заявил о готовности «отстаивать демократические принципы, способствовать дальнейшему развитию хорошо функционирующего единого рынка и отвечать ожиданиям граждан».

Урсула фон дер Ляйен больше внимания сфокусировала на продолжении поддержки Украины.

В общем заявлении не нашлось места самым острым вопросам вроде противостояния различных членов ЕС между собой и самого союза — Америке. Демонстрация всеобщего единения — стандартный прием для Брюсселя. Но сейчас проблема в том, что за 2022-й раскол среди западных держав, на который намекал в Вашингтоне Макрон, стал слишком очевиден. И даже изображать единство становится проблематично.