Эксперты предложили создать резервный фонд пенсионной системы

Какие еще меры могут повысить защиту пенсионеров Эксперты РАНХиГС и Института Гайдара в заключении на проект бюджета предложили создать резервный фонд пенсионной системы. Он должен быть целевым и расходоваться на выплату пенсий в случае форс-мажоров, считают авторы идеи

В России былобы целесообразно рассмотреть возможность создания резервного фонда пенсионной системы, четко регламентировать расчет стоимости пенсионных баллов и объема федеральных трансфертов во внебюджетные фонды, а также сократить число льгот по страховым взносам, из-за которых снижается финансовая обеспеченность солидарной пенсионной системы. Такие предложения содержатся в заключении РАНХиГС и Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара на проект федерального бюджета на 2023–2025 годы (РБК ознакомился с документом).

Неучтенный фактор

Проект бюджета объединенного Социального фонда на 2023–2025 годы не содержит оценку влияния частичной мобилизации на доходы и расходы, говорится в отзыве институтов. Однако вклад этого фактора стоит учитывать в силу ряда причин, в частности, он может привести к снижению доходов Пенсионного фонда России (ПФР) в 2022 году.

Это, в свою очередь, уменьшит остатки средств бюджета ПФР на конец текущего года. Кроме того, придется нарастить межбюджетный трансферт на возмещение расходов ПФР по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов (времени прохождения военной службы в рамках мобилизации.— РБК). Военные действия также могут привести к росту расходов на выплату пенсий по инвалидности, полагают эксперты.

Защита пенсионной системы

В текущих условиях следовалобы произвести несколько изменений, чтобы повысить прозрачность пенсионной системы и защитить ее от воздействия неблагоприятных внешних факторов, полагают авторы заключения. К необходимым корректировкам они отнесли:

    Утверждение методик расчета бюджетного трансферта и определения стоимости одного пенсионного коэффициента

Эти методики должны исходить из предпосылки о страховом характере системы обязательного пенсионного страхования (ОПС), при которой доходы от страховых взносов полностью покрывают расходы на выплаты страховых пенсий (без учета различных досрочных видов пенсий, федеральных доплат к страховым пенсиям, повышенных размеров фиксированной выплаты для лиц, достигших 80 лет, и т.д.). Соответственно, любые трансферты, направленные на покрытие этого базового дефицита, должны иметь четкую цель, связанную с установлением ставки страховых взносов ниже балансирующей, финансированием дополнительных выплат, валоризацию (переоценка пенсионных прав) или возмещение нестраховых периодов, говорится в заключении.

Трансферт на выплату пенсий из федерального бюджета сильно зависит от стоимости пенсионного коэффициента, но с 2015 года этот расчет— во многом довольно «договорная» система, сказал РБК старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынков труда и пенсионных систем ИНСАП РАНХиГС Виктор Ляшок. Правительство должно было выпустить методику расчета пенсионного коэффициента и трансферта, но не сделало этого, хотя такой шаг обеспечилбы понятность определения основных параметров пенсионной системы для всех заинтересованных сторон, отметил он.

Читать также:
Минфин предложил проиндексировать акцизы на сигареты и автомобили на 5%

Согласно федеральному закону «О страховых пенсиях»ежегодное увеличение стоимости пенсионного коэффициента не может быть меньше индекса роста потребительских цен за прошедший год. С 1 июля 2022 года он составляет 118,09 руб.

В 2023 году суммарный трансферт из федерального бюджета Соцфонду достигнет 5,08 трлн руб.— на 34,5% больше, чем в 2022 году, получат ПФР и Фонд социального страхования (ФСС), следует из проекта его бюджета. К 2025 году его объем вырастет до 5,56 трлн руб.

    Создание резервного фонда пенсионной системы

В условиях возросшей экономической неопределенности и инфляционной волатильности будет оправданно формирование резервного фонда пенсионной системы, предназначенного для сглаживания последствий влияния макроэкономических колебаний на доходы Социального фонда и, следовательно, на размер пенсий и потребности в бюджетных трансфертах, говорится в заключении.

Основная идея— в том, чтобы фонд был целевым и расходовался именно на выплату пенсий в случае форс-мажоров, кризисов, резкого снижения поступления страховых взносов, пояснил РБК Ляшок. Фонд национального благосостояния, который является основным инструментом накопления «на черный день» сегодня, слишком сложно «распечатывать», а если это делается, то средства могут идти на различные проекты. В неблагоприятных экономических условиях целесообразно зарезервировать часть средств конкретно на пенсии в отдельном фонде, чтобы обеспечить стопроцентное выполнение обязательств государства, полагает эксперт.

    Пересмотр получателей льгот по страховым взносам

Активное расширение перечня работодателей-льготников(пониженные тарифы страховых взносов доступны малому и среднему бизнесу, ИТ-компаниям, резидентам территорий опережающего развития и т.д.) снижает устойчивость пенсионной системы, ухудшает возможности прогнозирования денежных потоков в пенсионный бюджет, превращает систему ОПС в инструмент экономической политики, которым она формально не является, говорится в заключении. Всвязи с этимпредставляется необходимым как минимум оценить эффективность льготного налогообложения с последующим уточнением перечня таких категорий и ограничить возможности для добавления новых категорий плательщиков, которые получают право на применение пониженных тарифов страховых взносов, делают вывод авторы заключения.