20 лет назад в небе над Россией исламисты одновременно взорвали два пассажирских самолета

20 лет назад в небе над Россией произошел двойной теракт — почти одновременно потерпели крушение лайнеры Ту-134 и Ту-154. Чем-то события этого дня напоминали атаку на башни-близнецы в США — террористы проникли в пассажирские самолеты и взорвали их. Бомбы собрали уже в воздухе уроженки Чечни, которые могли быть связаны с группой Шамиля Басаева. «Газета.Ru» — об одном из самых громких терактов середины нулевых.

Красно-черные дни

Поздним вечером 24 августа 2004 года, около 23:00, в небе над Тульской и Ростовской областями произошли два мощных взрыва. Самолеты Ту-134 и Ту-154 с разницей в несколько минут исчезли с радаров.

Лайнер Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» вылетел из Домодедово в Волгоград. На борту самолета были 35 пассажиров и восемь членов экипажа. Взрыв произошел, когда Ту-134 уже вышел на «эшелон» — высоту полета — над деревней Бучалки Климовского района Тульской области. Связь с самолетом прервалась в 22:56.

Спустя пару минут с радаров пропал рейс Москва – Сочи авиакомпании «Сибирь» — Ту-154 с 38 пассажирами и восемью членами экипажа. Он рухнул в Ростовской области возле поселка Глубокий Каменск-Шахтинского района — «тела падали на хутора», сообщал aif.ru.

Взрыв на сочинском рейсе произошел на высоте от 8 до 9 тыс. метров: раздался громкий хлопок и в самолете резко упало давление — произошла разгерметизация. Экипаж пытался удержать самолет в воздухе, но, увы, безуспешно.

Читать также:
«Да здравствует клещ Валера Второй!» В Уфе похитили самый маленький памятник в России

Агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник в силовых структурах тогда сообщало, что Ту-154 успел перед взрывом передать на землю сигнал бедствия. Сохранилась и запись «черного ящика»:

— Господи!
— Нет, нет, не здесь, не здесь. (Ругань.)
— Где мы? Где мы сейчас упадем? Что с нами?
— А-а-а!
— На себя!

Стоны.
Прекращение записи.

Оба самолета рассыпались на части в воздухе. Обломки лайнеров и тела пассажиров — иногда прямо в креслах — находили в радиусе пары десятков километров от точки взрыва. Всего погибли 89 человек.

Поначалу власти рассматривали версии воспламенения горючего, ошибки пилота, погодных условий и технических неполадок. Однако, учитывая синхронность крушений, госкомиссия по расследованию катастрофы остановилась на версии террористического акта.

К тому же, незадолго до двойной авиакатастрофы на Каширском шоссе в Москве, ведущему к аэропорту, произошел взрыв — никто не пострадал, но внимание силовиков он отвлек. А в воздушной гавани началась сумятица – из-за возникших пробок многие пассажиры опаздывали на рейс. И проверяли их менее тщательно, чем обычно.

Через несколько дней после взрывов стало известно, что Федеральная служба безопасности (ФСБ)