Росстат оценил масштаб спада экономики в третьем квартале

Росстат: реальный ВВП страны за третий квартал сократился на 4% В третьем квартале 2022 года российская экономика сократилась на 4% по отношению к прошлогоднему уровню, сообщил Росстат. Основной вклад в отрицательный результат внесла оптовая торговля, где треть приходится на торговлю газом

Реальный ВВП России в третьем квартале 2022 года, по предварительной оценке, снизился на 4% относительно тогоже периода предыдущего года, сообщил Росстат 16 ноября. Динамику ВВП относительно предыдущего квартала Росстат пока не раскрывает. Оценка основана на оперативной отчетности крупных и средних предприятий нефинансового сектора экономики.

Во втором квартале к томуже периоду годовой давности ВВП сократился на 4,1% (в первом был рост на 3,5%).

Оценка экономики Росстатом в июле—сентябре оказалась лучше, чем оценка Минэкономразвития (минус 4,4%), опубликованная в начале ноября (.pdf). Минэкономики считает, что по итогам года ВВП снизится на 2,9%, Банк России в ноябрьском докладе по денежно-кредитной политике ожидал сокращения на 3–3,5%.

При расчете оценки Росстата за третий квартал были использованы данные отраслевой статистики, которые, в частности, показали:

    спад оптового товарооборота на 22,6% к третьему кварталу 2021 года; спад в секторе розничного оборота на 9,1%; падение грузооборота на 5,5%; снижение в обрабатывающих производствах на 2%.
Читать также:
Спасибо подзарядке: как в России развивается производство электромобилей

В тоже время выросла валовая добавленная стоимость в отраслях сельского хозяйства— на 6,2%, строительства— на 6,7%.

Спад оптовой торговли отражает в первую очередь сокращение объемов торговли природным газом (в третьем квартале на твердое, жидкое и газообразное топливо приходилось около трети всех объемов оптовой торговли, по данным Росстата). По данным рейтингового агентства НКР, выручка российских газодобывающих компаний в официальной статистике учитывается именно по виду деятельности «оптовая торговля», а не «добыча нефти и природного газа». «Именно в этом секторе сидит основная часть валовой добавленной стоимости газовой промышленности (на торговлю газом приходится больше, чем на его добычу,— это противоречит экономическому смыслу, но так устроена наша статистика)»,— отмечал автор телеграм-канала MMI, экономист банка «Центрокредит» Евгений Суворов.