Решетников призвал вернуться к дискуссии о параметрах бюджетного правила
Министр Решетников: нужно вернуться к дискуссии о параметрах бюджетного правила В начале 2022 года действие бюджетного правила из-за санкций было временно приостановлено, а нефтегазовые доходы было решено направить на финансирование расходов. Решетников заявил, что к механизму неизбежно придется вернуться
Властям необходимо вернуться к обсуждению параметров бюджетного правила, заявил на ПМЭФ-2023 министр экономического развития Максим Решетников.
По его словам, сейчас еще не совсем понятен объем дополнительных расходов, которые необходимо обеспечить, однако властям неизбежно придется вернутся к этому вопросу.
«Думаю, что объем дополнительных потребностей, который будет заявлен, на этом цикле заставит все-таки нас к этому подойти (к оптимизации расходов.— РБК), и мы вчера об этом говорили— пойдемли мы путем принятия действительно жестких решений, когда мы что-то вырезаем или пойдем мы тем путем, которым ходим обычно, когда мы все фронтально сокращаем и потом куда-то добавляем. Скорее всего, конечно им (вторым путем.— РБК) в результате куда-то пойдем по большей части. Он политически проще. Это та реальность, которая есть»,— прокомментировал Решетников вопрос, каким образом обеспечивать растущие расходы бюджета— через их сокращение или, например, рост заимствований или налогов.
«Очевидно, что второй источник [дополнительных расходов], который мы будем сильно обсуждать— это бюджетное правило. Мы все равно к нему вернемся, потому что в тех параметрах, о которых мы договорились год— полтора назад, мы дальше не пройдем»,— заявил министр.
Бюджетное правило— это механизм, который перераспределяет доходы от экспорта сырья. Его основная задача— снижение влияния цен на сырье на экономику страны. При бюджетном правиле власти определяют уровень цен на сырье, на который ориентируются при планировании бюджета.
Механизм появился в России в 2004 году. Всего за период с 2004-го по начало 2022 года в России было разработано четыре версии бюджетного правила. В начале 2022 года действие бюджетного правила из-за санкций было приостановлено, а накопленные нефтегазовые доходы решено направить на финансирование расходов.
В течение прошлого года прорабатывалась концепция новой версии этого механизма. В ноябре президент России Владимир Путин одобрил изменение бюджетного правила, которое больше не предусматривает цену отсечения по Urals.
Теперь Минфин рассчитывает базовый уровень нефтегазовых доходов за месяц. Если фактические доходы будут выше этого уровня, то на излишек Банк России будет покупать дружественную валюту и направлять ее в резервы. Если наоборот, то валюту из ФНБ будут продавать, чтобы получить рубли. Банк России оценивал в декабре 2022 года, что новая модификация бюджетного правила позволяет увеличить расходы в 2023–2025 годах ежегодно на 2,8–3,6 трлн руб. относительно прежней конструкции правила.
Новая концепция предполагает, что в 2023–2025 годах базовые нефтегазовые доходы будут ежегодно составлять 8 трлн руб. Кроме того, каждый год с 2026 года эта сумма станет индексироваться на 4%. Эту сумму бюджет, согласно расчетам, будет получать при Urals по $60–75 за баррель и объеме нефтедобычи в 9–10 млн баррелей в день. Согласно проекту бюджета, в 2023 году дополнительные нефтегазовые доходы составят 939 млрд руб., а в 2024 году сократятся до 656 млрд руб.
В апреле экономист из департамента исследований и прогнозирования Банка России Вадим Грищенко предложил альтернативную концепцию бюджетного правила. Она предполагает увеличение средств в ФНБ, если средства в рамках бюджетного правила размещать не в иностранной валюте, а в рублях и получать с них проценты.