Параллельный импорт работает, но это не навсегда
Если рынок компьютерной техники удалось насытить «серыми» поставками из-за границы, то с бюджетными авто такая схема не сработала.
Рассказываем о том, кому и как помогло разрешение на ввоз в РФ товаров без согласия правообладателей.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в четверг во время визита в Киев объявила, что очередной (уже десятый по счету) пакет санкций против РФ будет введен к 24 февраля, годовщине начала специальной военной операции на Украине и нынешнего этапа масштабного экономического противостояния России и Запада.
Глава ЕК при этом выразила уверенность, что действующие девять пакетов санкций «подрывают российскую экономику». Вместе с тем как раз накануне МВФ повысил ожидания по экономике России в 2023 году, изменив прогноз с падения на 2,3% на рост в 0,3%. В Минэкономразвития РФ по этому поводу отметили, что западные прогнозы начинают сближаться с российскими оценками, подчеркнув, что Россия «уверенно преодолевает санкционные барьеры недружественных стран».
Как показал январский опрос предприятий, проведенный Институтом экономической политики им. Гайдара, который цитирует РБК, большинство российских компаний заменили импортные запчасти и оборудование из недружественных стран на китайские, однако отечественным производителям удалось обойти китайцев в продажах комплектующих.
Российские власти уже не раз заявляли о «провале» санкционной политики Запада, отмечая, что большинство попавших под ограничения потребительских товаров и промышленной продукции удалось заместить отечественными аналогами, а недостающие — азиатскими марками. При этом, помимо импортозамещения, важным инструментом борьбы с рекордным количеством санкций, введенных против России, стал параллельный импорт.
В марте 2022 года премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, разрешающее ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей, а в начале мая Минпромторг опубликовал перечень из 56 пунктов — как в целом категорий товаров, так и конкретных брендов, — которые будут доступны для параллельного импорта.
Это комплектующие для авиа- и автопрома, одежда и косметика, бытовая техника и электроника, растения и лекарства и т. п. В частности, в список включены такие бренды, как Siemens, Panasonic, Apple, Intel, Samsung, Dyson, Electrolux, GoPro, Asus, JBL, Logitech и т. д. Как отмечалось, одним из принципов формирования перечня стала защита интересов отечественных потребителей продукции тех иностранных компаний, которые покинули российский рынок в условиях санкций. При этом готовность работать по схеме параллельного импорта подтвердили крупнейшие российские маркетплейсы, включая Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет».
По замыслу властей, легализация параллельного импорта должна была решить задачу обеспечения внутреннего рынка востребованными товарами и позволить стабилизировать цены на них. Как отчитался глава Федеральной таможенной службы РФ Владимир Булавин, с помощью этого механизма в Россию по состоянию на конец декабря было ввезено 2,4 млн тонн товаров на сумму свыше $20 млрд. Это, прежде всего, автомобили, станки, оборудование, технологические линии, товары легкой промышленности.
Булавин при этом отметил, что поставки по такой схеме не повлияли на рост объема контрафактной продукции. «Параллельный импорт — это, прежде всего, оригинальная продукция, когда правообладатель по тем или иным причинам не хочет принимать участие в общепринятом обороте этих товаров. А с контрафактом мы как боролись, так и будем бороться», — пояснил он.
О том, что отрасль розничной торговли РФ уже начала восстанавливаться после введенных санкций, что видно по открытию новых магазинов и наполнению товарами полок в торговых центрах, в интервью газете «Известия» рассказал первый замглавы Минэкономразвития РФ Илья Торосов. «Наш рынок интересен туркам, индусам, китайцам», — сказал он, добавив, что освободившиеся ниши будут заполняться также и российскими компаниями.
С точки зрения привлекательности параллельного импорта, многих российских потребителей в нынешних условиях интересует ситуация на рынке высокотехнологичных товаров, которым трудно (или невозможно) подобрать отечественный или азиатский аналог.
К примеру, компания Apple в марте 2022 года остановила продажи своей продукции и ограничила работу сервисов в России, однако и ноутбуки, и смартфоны, и планшеты этой марки теперь поставляются в страну с помощью параллельного импорта. При этом речь идет не о «залежалых остатках на складах», а о самых современных моделях. В частности, на прошлой неделе в CDEK.Shopping сообщили, что для заказа в России уже доступны MacBook Pro и Mac mini на обновленных процессорах M2 Pro и M2 Max.
Как рассказал ТАСС руководитель группы закупок офисной техники, сетевого оборудования и аксессуаров «Ситилинка» Иван Поликарпов, именно при помощи параллельного импорта удалось восстановить продажи на рынке игровых приставок, который в 2022 году снизился на 30% в денежном выражении из-за дефицита, вызванного уходом брендов из России.
Иная ситуация на рынке автомобилей. Юридических препятствий для параллельного импорта иномарок в РФ нет, однако логистические издержки при работе по такой схеме ведут к существенному удорожанию бюджетных моделей. Как заявил в интервью ТАСС вице-премьер — глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, российский авторынок уже насыщается альтернативными предложениями отечественных брендов и брендов из дружественных стран, поэтому приобретение автомобилей их модельного ряда получается для конечного покупателя более выгодным, чем покупка санкционного бюджетного автомобиля, ввезенного по параллельному импорту, так что фактически это «теряет смысл».
При этом Мантуров отрицательно ответил на вопрос о том, планирует ли Минпромторг в 2023 году вносить серьезные корректировки в работу параллельного импорта. По его словам, практика показала, что эта схема «работает таргетированно» — именно по тем брендам, которые ушли с российского рынка или прекратили производство в России. То есть этот механизм не направлен на ущемление прав добросовестных компаний, продолжающих исполнять контрактные обязательства.
Однако посол Белоруссии в России Дмитрий Крутой в интервью агентству БелТА 17 января предположил, что Минск и Москва в 2023 году начнут постепенно сворачивать использование параллельного импорта.
Этот инструмент стал ответной мерой на первый шок от западных санкций, «и он, наверное, был оправдан», полагает посол, по мнению которого «невозможно было остановить производства, которые используют критический импорт по широкой номенклатуре компонентов, комплектующих и прочему». Вместе с тем «посредники, которые используются, должны потихонечку уходить в прошлое по мере реализации наших собственных импортозамещающих проектов», полагает Крутой. Он напомнил, что президенты России и Белоруссии на переговорах в Минске 19 декабря 2022 года поставили задачу перед вице-премьерами, отвечающими за промышленность, последовательно сокращать список товаров, ввозимых по схеме параллельного импорта.
Михаил Макаров