Нонна Гришаева: «Все в нашей жизни не просто так…»

Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН VK.новости G.новости

Эту актрису можно представлять, перечисляя все ее ипостаси, говоря о кино, телевидении и театре. Но она, как нам кажется, в представлении не нуждается.

Можно просто сказать: Нонна Гришаева — и всем сразу понятно, о ком идет речь. Каждый вспомнит свои любимые фильмы, пародии и спектакли с этой яркой актрисой.

ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ

— Нонна, вас знают и узнают — и не только в кино, но и на улице. Узнавание — это вам в радость?

— Есть две стороны медали: одна приятна, а другая очень напрягает и безумно утомительна…

— Давайте сначала о приятном.

— После проекта «Истории большой страны» я стала своей в МФЦ, например. В проекте было несколько довольно смешных скетчей об этой структуре. Приятно, когда приходишь по каким-то бумажным вопросам в МФЦ, а тебя узнают, улыбаются, стараются помогать, твои вопросы решаются быстрее. И конечно, что уж скрывать, безумно приятно получать скидки в магазинах. (Смеется.)

— Ну а вторая сторона медали?

— Ну для начала скажу, что я всегда даю автографы после спектакля: люди пришли на спектакль и дожидались, пока я выйду. Вообще время после спектакля — это еще не совсем отдых. А вот когда ты на пляже без косметики в купальнике лежишь загораешь или обедаешь в кафе или ресторане, а к тебе подходят и бесцеремонно просят сфотографироваться, а то и просто фотографируют — вот это уже начинает напрягать. Артисты же не всегда готовы фотографироваться, да и общаться в принципе тоже. Мы тоже люди, дайте, пожалуйста, и нам возможность отдохнуть…

— Наверное, это еще и потому, что вас считают комедийной актрисой, которая всегда готова выдавать шутки и репризы. Каким проектом вы бы развеяли этот миф о себе?

— Посмотрите сериал «Непридуманная жизнь». Это моя любимая роль, серьезная драматическая история. Я там играю известную актрису, ее путь от звезды до умирающей спившейся алкоголички. И еще совсем скоро выйдет новое кино «Про мою маму и про меня». Фильм уже победил на одном фестивале, а официальная премьера будет в ноябре. Мне кажется, получилось замечательное кино!

ДОЧКИ И ВНУЧКИ

— Однако на всех билбордах Москвы — «Папины дочки. Новые». Удивило вас решение снять продолжение?

— Очень! Не скрою, я скептически была настроена. Но когда прочитала сценарий и увидела, насколько это талантливо и смешно написано, сомнений, сниматься ли, не осталось. Впрочем, эта история — не про нас, это про семью Веника и Даши. А меня все также будет немного: я всего лишь бабушка, которая помогает управляться с четырьмя внучками. Кстати, когда увидела, кто будет моими внучками, очень обрадовалась!

— И кто же они?

— Две потрясающие девочки — Виталия Корниенко и Ева Смирнова. Восхищалась, как они профессионально, талантливо и ярко работают в сериале «Вампиры средней полосы». А прихожу на площадку, и обе эти «курочки» — мои внучки!

— Одна из ваших «дочек» Лиза Арзамасова уже выросла в серьезную актрису. И у вас есть «взрослый» совместный короткометражный проект «Две диафрагмы»…

— Я горжусь этой невероятно талантливой девочкой! Лиза в «Двух диафрагмах» сыграла прекрасно! А недавно она меня позвала приглашенной звездой в свой перформанс «ЧП» в Доме Булгакова. Я там появилась на две песни, как сюрприз, и досмотрела весь спектакль. Была покорена ее актерской работой, той степенью откровенности, с которой она работает.

— В упомянутом проекте «Две диафрагмы» снимался и ваш муж Александр Нестеров. Он же — режиссер спектакля «Люся. Признание в любви» в Театре им. Вахтангова. Как работается вместе?

— Замечательно и легко! Он не только актер и режиссер, он еще и педагог на нашем курсе. Поставил потрясающий дипломный спектакль: мюзикл «Голый король» Исаака Шварца, который мы взяли в репертуар нашего Театра Роста (Нонна Гришаева — худрук этого театра. — Ред.). Сейчас он у нас репетирует «Бесприданницу» Островского…

ГОГОЛЬ И ПЕСНИ

— У вас много всего связано с детьми: руководите детским областным театром, играете с детьми в фильмах, вели курс в ГИТИСе…

— Все в нашей жизни и в нашей судьбе не просто так, все предначертано. Я сама с 10 лет в профессии, когда впервые вышла на сцену Одесского театра оперетты. Играла наравне со взрослыми девочку Венди в спектакле «Остров детства» по истории о Питере Пэне. А спустя много лет в Одесском ТЮЗе сделала меценатский проект — спектакль «Варшавская мелодия», где раз в месяц играла Гелю, собирая аншлаги, и все деньги передавала театру. За этот проект получила все мыслимые и немыслимые премии: «Гордость Одессы», «Достояние Одессы», и даже тогдашний премьер-министр Украины Николай Азаров вручил мне орден Екатерины Великой — основательницы Одессы. А потом мне предложили возглавить подмосковный ТЮЗ (сейчас — Театр Роста в Царицыно. — Ред.), и я поняла: когда ты что-то отдаешь, обязательно Господь тебя наградит, тебе воздастся. Я это предложение восприняла как кульминацию моей миссии для детей.

Читать также:
Иван Охлобыстин: «Церковь спасла меня от дикости 90-х»

— Вашему репертуару может позавидовать любой другой театр. Ведь там не только детские спектакли.

— Мы придумали такую концепцию: растем вместе с театром. С трех лет начинаем ребенка приглашать в театр и дальше, дальше, до бабушек и дедушек, для которых есть замечательные спектакли «Карусель» и «Пять вечеров» в постановке Паши Сафонова. Мне всегда хотелось, чтобы родителям не было скучно на детских спектаклях. Поэтому, например, в спектакле «Важная птица» для детей — одни шутки, а для родителей — другие. И на спектакль «Ревизор» по Гоголю в постановке Александра Нестерова за месяц-полтора невозможно достать билеты…

— Что в нем такого особенного?

— Вспомните долгие гоголевские монологи — их школьники с трудом воспринимают. А когда некоторые переделаны в музыкальные номера — слушается и воспринимается совсем иначе, легче. Дети в восторге!.. Наши дети больны гаджетоманией, а мы боремся за их внимание. И если я вижу со сцены, что ни один экранчик не горит, — это большая победа! Так что мы правильно взяли музыкальный уклон.

ПЕДАГОГ И МАМА

— Вы строгий руководитель?

— Как и положено Мэри Поппинс: строгая, но добрая!

— Учитывая ваш съемоч­ный график и работу в театре, причем не только в своем, как успевали еще и преподавать?

— Когда мне мой учитель — режиссер, педагог Михаил Борисович Борисов — предложил возглавить курс, я отказывалась и говорила, что у меня физически нет времени. А он мне сказал: «Ты обязана, пока ты играющий тренер, делиться своим мастерством!»

— И вы, как прилежная ученица…

— Да, его мнение было всегда для меня определяющим, он вел меня по жизни. И я безумно ему благодарна, что он меня заставил, уговорил, подвиг. Это бесценный опыт, и я не жалею ни минуты, что четыре года своей жизни посвятила детям. Курс получился уникальным и талантливым! Теперь у меня есть мои артисты в театре — старшенькие дети, студенты — младшенькие…

— А что остается родным детям, Илье и Насте?

— Это главные люди в моей жизни! Они не обделены, поверьте, они на первом месте у меня стояли, стоят и будут стоять всегда!

— Чем они занимаются?

— Илье 16, и он еще в школе. Снимается иногда: пару лет назад в сериале «Гелий» сына моего сыграл. Но он не стремится в артисты. А Настя — художник, работает в рекламной фирме, немножко подрабатывает в анимационной компании, иногда бывают предложения по иллюстрации книг. Это ее профиль: она окончила отделение графики и иллюстрации в английском университете. Кстати, в конце августа вышло третье переиздание нашей книги «Советы дочкам» — моя, как автора, и Насти (ей было 15 лет), как иллюстратора.

— Вы еще и книги успеваете писать?

— Переиздание же от меня многого не требует. А сейчас мы с драматургом Яной Стародуб-Афанасьевой работаем над книгой о театре для детей.

— Если есть время на отдых, как вы его проводите?

— Идеальный отдых — на море. Мне очень его не хватает…

— Если в жизни что-то идет не так, не по плану — это вас расстраивает?

— Конечно. Но я пытаюсь максимально собраться и снова войти в нужное русло. Мне очень помогают молитвы. Господь укрепляет и дает силы справляться с трудностями.

— А вы можете все поменять в одночасье?

— А зачем что-то менять? Меня все устраивает! (Смеется.)