Нефтегазовые сверхдоходы бюджета снизятся до минимума с начала 2021 года
В декабре Минфин ожидает получить в бюджет 86 млрд руб. дополнительных нефтегазовых доходов — это минимум с февраля 2021 года. Причиной снижения стали перерасчеты экспортной пошлины на газ и сокращение добычи
Объем запланированных дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в декабре 2022 года составит 85,9 млрд руб.— по сравнению с фактическими значениями 108,9 млрд руб. в ноябре и 435,1 млрд в октябре, сообщил Минфин России 5 декабря. Это минимальное значение с февраля 2021 года, следует из данных ведомства.
В соответствии с правилами Минфина оценка дополнительных нефтегазовых доходов на декабрь сложилась как сумма ожидаемого объема дополнительных нефтегазовых доходов, связанного с превышением фактической цены на российскую нефть Urals ($71 за баррель) над базовым уровнем ($44,2 в 2022 году),— 176,1 млрд руб.— и корректировки дополнительных нефтегазовых доходов за предыдущий месяц (разница между фактическим и ожидавшимся объемом в ноябре)— минус 90,2 млрд руб. Согласно формуле дополнительных нефтегазовых доходов, корректировочный компонент учитывает отклонение фактических объемов добычи нефти и газа, экспорта нефти, газа и нефтепродуктов и объема переработки нефтяного сырья в прошедшем месяце от соответствующих объемов, прогнозировавшихся Минэкономразвития на ноябрь 2022 года еще осенью 2021-го, то есть до введения жестких западных санкций.
Официальных данных по добыче нефти и газа в ноябре еще нет, но в октябре 2022 года объем добычи нефти и природного газа в России сократился на 3,4% относительно октября прошлого года, сообщал Росстат. Основная доля спада пришлась на газ: производство природного газа (без учета нефтяного попутного газа и СПГ) снизилось на 20,3% к октябрю 2021 года. «Газпром» в январе—ноябре сократил экспорт газа в дальнее зарубежье (включая Европу) на 44,5% относительно тогоже периода прошлого года, сообщала компания. Данные по экспорту углеводородов (как и остальных товаров) российские власти перестали публиковать весной. 5 декабря в силу вступает эмбарго на поставки нефти в Евросоюз и начинает действовать введенный Западом потолок цен на нефть на уровне $60 забаррель. Российские власти уже заявляли, что не будут поставлять энергоресурсы в страны, которые введут лимит.
Разовые платежи «Газпрома»
Помимо оценки ожидаемых дополнительных нефтегазовых доходов в декабреМинфин опубликовал совокупный объем фактически поступивших нефтегазовых доходов бюджета за ноябрь. Они составили 866,4 млрд руб.— на 2% меньше, чем в ноябре предыдущего года, и на 32% меньше, чем в октябре 2022-го. Помесячная динамика искажается, в частности, из-за налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородов, основные объемы которого приходят в бюджет раз в квартал (в том числе в октябре).
По данным Минфина, в ноябре в бюджет пришел второй транш временного повышенного НДПИ от «Газпрома» (416 млрд руб., как и в октябре). Еще один транш поступит в казну в декабре. Еслибы не эти выплаты, нефтегазовые доходы ноября оказалисьбы почти в два раза ниже. В тоже время поступления от экспортной пошлины на газ оказались отрицательными, чего не было как минимум с 2019 года: бюджет вернул газовым экспортерам 8,3 млрд руб. (для сравнения, в ноябре 2021 года экспортная пошлина на газ принесла казне 178 млрд руб.).
«По итогам уточненных деклараций за предыдущие периоды традиционно происходит перерасчет поступлений в бюджет от экспортной пошлины, в данном случае осуществлен возврат части платежей, в связи с чем сложилось отрицательное значение за ноябрь»,— пояснили РБК в пресс-службе Минфина. В 2020 году бюджет возвращал «Газпрому» часть уплаченных в предыдущие годы экспортных пошлин в связи с пересмотром цен на газ для Польши по решению Стокгольмского арбитража, раскрывала Счетная палата.
«Мы видим, что физическая динамика поставок нефти и нефтепродуктов, а также газа из России начинает снижаться»,— сказал РБК директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.
Последующая динамика нефтегазовых доходов будет зависеть от реакции России на введенный с 5 декабря странами G7 потолок цен на нефть, полагает Широв. Например, Россия может снизить объемы экспорта и добычи, но это может вызвать резкую волну повышения цен на углеводороды. «В целом есть понимание, что на фоне высокой базы первого квартала 2022 года ситуация с нефтегазовыми доходами бюджета будет постепенно ухудшаться. В какой степени— это вопрос для обсуждения. На мой взгляд, их все равно будет достаточно для нормального функционирования экономики»,— считает экономист.
Прежде дополнительные нефтегазовые доходы направлялись Минфином на покупку иностранной валюты (в том числе евро, фунтов стерлингов), которая накапливалась в резервах. В 2022 году эти валюты стали недружественными: накопленные в них нефтегазовые доходы были фактически заморожены странами Запада. В результате прежнее бюджетное правило, действовавшее с 2017 года, было приостановлено, и поступающие в 2022 году дополнительные нефтегазовые доходы было решено направить на финансирование повышенных расходов в текущем году.
С 2023 года подход к расчету дополнительных нефтегазовых доходов меняется— ими будут считаться доходы сверх фиксированного объема 8 трлн руб. (вместо привязки к базовой цене нефти в долларах). Соответственно, проект бюджета предполагает, что дополнительные нефтегазовые доходы в 2023 году составят 939 млрд руб., а в 2024 году опустятся до 656 млрд руб. Минфин имеет право направлять их на покупку дружественных валют, однако пока неясно, будутли совершаться такие сделки.