Минфин предложил снять ограничения на «антикризисные инвестиции» из ФНБ
Как планируется тратить средства фонда в соответствии с новым порядком Минфин предложил не применять порог 7% ВВП для «антикризисных инвестиций» из ФНБ Минфин предложил ввести понятие «антикризисные инвестиции» и финансировать их из ФНБ наряду с инфраструктурными проектами, без учета объема ликвидной части фонда. На эти цели могут направить до 4,25 трлн руб., следует из поправок
Минфин вышел с инициативой скорректировать порядок направления средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на внутрироссийские инвестиции. Вложения, которые в правительстве сочтут особо значимыми для поддержки экономики, можно будет осуществлять вне зависимости от объема ликвидной части фонда (сейчас нужно, чтобы объем достиг 7% ВВП). Это следует из проекта поправок в Бюджетный кодекс, размещенного министерством.
По действующему законодательству в определенные активы (а именно ОФЗ, акции компаний) средства ФНБ можно вкладывать без привязки к порогам, в другие активы (паи инвестфондов под управлением РФПИ, начатые ранее инфраструктурные проекты и инфраструктурные проекты, включенные в соответствующий перечень после 1 октября 2021 года)— только по достижении ликвидной частью ФНБ планки в 7% ВВП, а в прочие активы— только по достижении планки в 10% ВВП.
Минфин планирует вовсе отказаться от порога в 10% ВВП, который ограничивает вложения ФНБ в иные финансовые активы, и оставить только планку в 7% ВВП, следует из законопроекта. Но список инвестиций, возможных до достижения этой планки, планируется существенно расширить. По замыслу ведомства, такие изменения поддержат экономику России «в текущих сложных геополитических и макроэкономических условиях». Порог в 10% ВВП был утвержден в конце 2021 года. В Минфине тогда это объясняли рисками для финансовых ресурсов государства из-за энергоперехода, то есть постепенного сокращения потребления энергоресурсов в мире.
Порог инвестирования относится к прогнозируемому на конец 2023 года объему ликвидной части ФНБ, увеличенному на дополнительные нефтегазовые доходы, которые бюджет запланировал получить в 2023 году (939 млрд руб.). Как следует из закона о бюджете, этот суммарный показатель не достигнет 7% прогнозного ВВП.
Как изменится потенциальное расходование ФНБ
По мнению Минфина, необходимо расширить возможности осуществления приоритетных трат из ФНБ вне зависимости от объема его ликвидных средств. В перечень необходимых исключений ведомство предлагает добавить следующие направления расходования:
- финансовые активы, связанные с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов, включенных в правительственный перечень после 1 октября 2021 года; «антикризисные инвестиции» и депозиты в госкорпорации ВЭБ.РФ, решения о вложении в которые приняты правительством после 1 октября 2022 года; депозиты в ВЭБе, открытые до 1 октября 2022 года; паи инвестиционных фондов под управлением РФПИ; начатые в предыдущие годы инфраструктурные проекты.
Предполагается, что вложения в первые две категории (самоокупаемые инфраструктурные проекты, определенные после 1 октября 2021 года, и «антикризисные инвестиции» и новые депозиты ФНБ в ВЭБе) не должны превышать 4,25 трлн руб. В текущей редакции Бюджетного кодекса на финансирование новых инфраструктурных проектов закладывается максимум 2,5 трлн руб.
Речь идет о таких проектах, одобренных в 2021–2022 годах, как развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла, строительство и модернизация объектов инфраструктуры, финансируемые через вложения в облигации Фонда содействия реформированию ЖКХ, или третий этап строительства автодороги «Нева». Предельная сумма средств ФНБ, которые могут быть выделены на реализацию этих проектов, составляет около 811 млрд руб., следует из соответствующих распоряжений правительства.
Как сейчас можно инвестировать средства ФНБ
По действующему законодательству большинство инвестиций из ФНБ нельзя производить до достижения его ликвидной частью 7% ВВП. Исключение составляют только государственные ценные бумаги и акции российских эмитентов, не связанных с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов. После достижения уровня в 7%, но до 10-процентной планки можно вкладывать средства дополнительно в паи инвестиционных фондов и самоокупаемые инфраструктурные проекты в общем объеме финансирования за счет средств ФНБ до 2,5 трлн руб., а также инфраструктурные проекты по решению президента или правительства. Вложения в иные финансовые активы разрешены только при превышении ликвидной части ФНБ планки в 10%.
«Данные изменения позволят обеспечить надежную поддержку ключевых отраслей российской экономики в текущих сложных геополитических и макроэкономических условиях»,— говорится в пояснительной записке. Размер ликвидной части ФНБ (средства на счетах в Банке России) по состоянию на 1 января 2023 года составил эквивалент 6,1 трлн руб., или 4,6% прогнозируемого ВВП, следует из данных Минфина.
Адаптационные корректировки
Корректировки в Бюджетный кодекс, предлагаемые Минфином, выглядят как адаптация законодательства под решение текущих задач, отмечает главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. В прошлом году ФНБ активно расходовался (в основном на покрытие текущих расходов бюджета, но также на покупку акций и облигаций ряда компаний, финансирование автодорожных проектов), в 2023 году фаза использования накоплений, скорее всего, продолжится. При этом потенциал наращивания объема фонда выглядит туманным, подчеркивает эксперт, комментируя потребность в снижении планки для инвестирования.
Спектр инвестиций, которые могут подпадать под категорию «антикризисных» и осуществляться без привязки к какому-либо порогу, может быть очень широким, считает Донец. «Начиная с задач в сфере импортозамещения, инвестиций в отдельных отраслях и заканчивая тратами, связанными с геополитическими событиями и реализацией специальной военной операции»,— перечисляет она.
В целом, по ее мнению, такие нововведения носят технический характер. «Если у вас расходы [бюджета] порядка 30 трлн, то вы можете из них 2 трлн назвать антикризисными, подобрав те, которые лучше выглядят. Но это будет не так важно, как понимание, куда направлены расходы в целом и что является основным драйвером»,— констатирует Донец.
«Под «антикризисными инвестициями» подразумеваются вложения в акции и облигации российских эмитентов и депозиты в ВЭБ.РФ, направленные на оказание поддержки крупным системно значимым российским организациям, но при этом не связанные с финансированием какого-либо конкретного проекта», — пояснили РБК в пресс-службе Минфина.
Действительно, правила расходования ФНБ являются во многом условными, рассуждает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Он приводит в пример ситуацию прошлого года, когда, несмотря на заморозку резервов, Минфин мог ими пользоваться, передавая часть прав на них от себя ЦБ, который эмитировал необходимый объем рублей.
«Действующие ограничения расходования ФНБ принимались в определенных условиях, которые сильно изменились. Устранение искусственных барьеров сегодня— нормальная деятельность, она позволяет расширить диапазон решений для управления резервами»,— указывает Широв.
В Банке России в предыдущие годы на фоне дискуссий о внутренних инвестициях ФНБ заявляли, что хотят максимальной их предсказуемости, чтобы четко понимать последствия для инфляции и монетарной политики. Сегодня в пресс-службе Центробанка РБК сообщили, что влияние бюджетной политики (куда входит и расходование ФНБ) на совокупный спрос и на инфляцию определяется в первую очередь общей динамикой бюджетного дефицита и источниками его финансирования. «Использование средств ФНБ для инвестирования в проекты в российской экономике также оказывает влияние на совокупный спрос. Банк России, конечно, будет учитывать это влияние наряду с другими факторами при принятии решений по денежно-кредитной политике»,— подчеркнули в ЦБ.
Запрет на списание долгов
Минфин также считает целесообразным ужесточить условия реструктуризации двусторонних долгов иностранных государств или иностранных юрлиц перед Россией. Сейчас такая реструктуризация может включать частичное списание основной суммы долга, а также частичное или полное списание начисленных процентов. Например, в 2012 году Россия списала Северной Корее 90% ее долга, или $11 млрд, а в 2014 году были списаны 90% кубинского долга ($31,5 млрд).
Законопроект предлагает запретить какие-либо списания долгов, кроме случаев, когда такое сокращение или обнуление задолженности проводится в рамках многосторонних инициатив международных финансовых клубов (Парижский клуб, инициативы по облегчению долгового бремени беднейших стран в рамках G20 и подобные).
Как объясняют авторы законопроекта в пояснительной записке, это делается для «создания правовых оснований для исключения попыток государств— дебиторов Российской Федерации добиться сокращения номинальной суммы долговых обязательств перед Российской Федерацией в ходе урегулирования их задолженности на двустороннем уровне». Вместо прощения долгов в качестве инструментов снижения долговой нагрузки государств-должников предполагается использовать применение льготных процентных ставок и длительной рассрочки погашения задолженности, добавляют в Минфине.
На 1 января 2022 года задолженность нерезидентов перед российскими органами государственного управления равнялась $49 млрд, показывает статистика Банка России. По данным Всемирного банка на конец 2021 года, крупнейшими должниками по двусторонним кредитам России были Белоруссия (около $8,5 млрд), Бангладеш (около $4,4 млрд), Индия ($3,3 млрд), Вьетнам ($1,5 млрд), Йемен (около $1,2 млрд); в этойже статистике по итогам 2020 года также фигурировала Венесуэла (около $3,1 млрд).