Максим Аверин: «Еще ни в чем не разочаровался!»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН
Максима Аверина представлять читателям нет нужды: в творческом багаже заслуженного артиста России — более 70 фильмов, участие во множестве самых рейтинговых телепроектов.
И вот уже 12 лет он притягивает по вечерам миллионы телезрителей к экранам в роли хирурга Олега Брагина в ставшем уже культовым сериале «Склифосовский», который все эти годы идет на телеканале «Россия 1».
«НЕ МОГУ СИДЕТЬ И ЖДАТЬ»
— Максим, съемки некоторых эпизодов нового сезона сериала «Склифосовский» проходили в Кисловодске. Вам там приходится то в горы подниматься, то мерзнуть в пещерах. Проверяют вас на прочность?
— Если пишут для меня такие сцены — значит, рассчитывают на мои силы. Я не вижу в этом ничего такого сложного, опасного или чего-то выдающегося. В нашей стране есть огромное количество людей, которые подвергают свои жизни реальному риску. И говорить сейчас мне, что я там так мучился, страдал, — это по меньшей мере странно… Есть сценарий, есть работа, которую я могу выполнить, и есть для этого все возможности. В космос меня, скорее всего, уже не пустят в силу, наверное, возраста. А на все остальное я пока еще вполне способен! (Улыбается.)
— Вы уже столько лет играете врача Олега Брагина. Что позволяет делать это так, чтобы он вам не надоел?
— Мне этот вопрос кажется не совсем справедливым. Если это приносит творческое удовольствие, если команда, с которой я работаю, мне приятна и мне сюда хочется приходить и делать свою работу — почему бы мне это не делать, что может мне помешать или надоесть? И потом это же, как известно, один из самых успешных фильмов в нашей стране. Если он зрителям не надоел, то я не понимаю, почему он должен у меня набить оскомину? Я также параллельно каждый вечер выхожу на сцену в театре — мне же это не надоедает. Это моя профессия. Вам же, например, не надоедает задавать вопросы? Моя профессия — приносить радость людям, и я стараюсь добросовестно и с удовольствием делать свое дело. Можно, наверное, просидеть какое-то время в ожидании каких-то других ролей, но я не такой человек — я не умею сидеть на месте. Скажем так, что мне это просто неинтересно. Когда мне говорят, например, почему ты берешься за эту работу: гастроли, театры, курс актерский и так далее, я отвечаю, что беру лишь то, что мне предлагает судьба. Она и так ко мне достаточно щедра, и я стараюсь придерживаться правила: не кусай ту ладонь, которая тебя кормит. А кормит она меня в первую очередь творчески. Поверьте, сейчас такое огромное количество фильмов, сериалов, платформ, каналов и всего остального, что зритель запросто может запутаться во всем этом калейдоскопе… Может быть, это прозвучит нескромно, но это так: публика выбрала меня и моих коллег и фильм, который она столько лет смотрит, значит, все это объективно достойно уважения. На протяжении 12 лет люди доверяют этому фильму — разве это не самая лучшая похвала? Не может набить оскомину то, что приносит радость…
«Я НЕ ИГРАЮ ПЕРСОНАЖА»
— Спрошу еще про сериал «Склифосовский». Споров со сценаристами не возникает? Вы ведь уже хорошо знаете своего героя, можете предсказать какие-то его реакции, поступки?
— А вы думаете, что я играю какого-то персонажа?
— Но это же все равно не вы!
— Наше различие с Брагиным только в том, что я не врач. Но назовите мне хоть одного артиста, который говорил бы: «Я играю не себя — я играю образ!» И если найдете такого — не верьте, если даже он поклянется в этом. Потому что тогда откуда он черпает все эти нервные окончания и как он строит свою работу? Если играть образ — это значит надевать на себя что-то чужое. А как тогда быть убедительным? Даже если вы играете отрицательную роль, вы все равно находите какие-то точки соприкосновения с вашим героем. Вы же не играете негодяя — вы играете человека, который попал в эти обстоятельства… Хотя, мне кажется, мы сейчас с вами погружаемся в ненужный ликбез по поводу актерской работы! (Смеется.) Я считаю, что это тоже часть профессии — затрагивать свои внутренние ресурсы, свою сердечную мышцу, чтобы быть убедительным в роли. Поэтому, когда говорят, что «вы играете образ»… Да, конечно, я играю образ. Но нахожу-то я точки его соприкосновения с собой!
— Хорошо, тогда как не растратить себя, если постоянно затрагивать свою сердечную мышцу?
— Космонавт, который летит в космос, он ведь тоже тратит свое здоровье. И шахтер, который погружается в шахту, он же тоже затрачивает свое здоровье. И хирург, он же каждый день делает операции, вырезает аппендицит… Но тем не менее есть свои нюансы, сложности, есть человеческий фактор. В журналистике же тоже есть то, на что вы тратите свои ресурсы, здоровье. Так в любой профессии происходит. Почему-то все думают, что актеры — какая-то исключительная профессия. Она точно такая же, если вы относитесь к этому именно как к профессии, а не просто какой-то известный человек там, в социальных сетях, выкладывает фото, как он поел и как он отдыхает. Моя профессия — работать над ролью…
«ЛЮБИМАЯ РОЛЬ – ВПЕРЕДИ»
— Вы снялись в нескольких десятках фильмов, а всегда отмечаете «Куприн. Яма». Почему?
— Этот фильм был снят по нескольким произведениям Куприна. А у меня особое отношение к «Гранатовому браслету». Это связано с моим поступлением в театральный институт. Преподаватели очень настаивали, чтобы я взял что-нибудь серьезное. И я измучился в поисках материала. Однажды, придя из института, вытащил из шкафа первую попавшуюся книжку — и это был «Гранатовый браслет». Я взял оттуда отрывок, именно с ним поступил в институт. И для меня эта роль, когда мечты сбываются…
— А любимая роль имеется?
— Когда меня спрашивают, какая роль у меня любимая, я всегда отвечаю: «Та, которая впереди!» Надеюсь, впереди еще много разных ролей.
— Вы как-то сказали, что ощущаете себя подающим надежды артистом. Получается, сейчас такое же ощущение?
— Точно такое же! Вы понимаете, каждый день все начинается сначала. Ты не можешь закрепить успех, забальзамировать его или зацементировать. Ты каждый день должен начинать все сначала. Как твой ежедневный выход на сцену тоже подразумевает то, что от тебя требуются новые доказательства своей состоятельности. Потому что ты же не можешь повторить вчерашнюю публику. У нынешней — у нее другое настроение, у нее другой взгляд. Как и в фильме. 12 лет идет сериал, у него высокие рейтинги… А что, если на следующий год у него не будет успеха? Это же невозможно запрограммировать! Публика пока еще смакует успех фильма или спектакля, а ты уже начинаешь думать: «А что же дальше?» Поэтому каждый день нужно быть подающим надежды артистом. Нет ничего хуже жить заслугами прошлого. Это вообще дурацкая черта человека: жить прошлым, все время что-то ожидать от будущего и совершенно забывать про настоящее. Я так себя интуитивно научил этому и насладился моментом. И вот теперь я живу в моменте!
— Вы всегда позитивно настроены. Есть какой-то секрет отличного настроения?
— Просто надо любить жить. Это единственное, что важно. В моем возрасте уже считается так: чего достоин, то и носишь. Это я про физическое состояние. А про позитив… Наверное, я еще такой потому, что не разочаровался ни в чем. Люблю свою публику, люблю свою профессию… Вообще мне кажется, залог хорошего настроения — то, что жизнь очень короткая и тратить ее на плохое настроение и на плохих людей совершенно не стоит.