Конец света на Украине, Вашингтон «сбавляет обороты», Лукашенко готовит «второй фронт»
Российская специальная военная операция продолжается: главное за 10 октября.
«Росбалт» информирует о том, что произошло в ходе специальной военной операции РФ в Донбассе и вокруг нее.
Как и следовало ожидать, Россия эффектно ответила на диверсию на Крымском мосту, совершенную в минувшую субботу. С утра в понедельник на крупнейшие города Украины, включая Киев, обрушились около сотни крылатых, баллистических ракет и беспилотников-камикадзе. Из Киева, видимо, в какой-то момент это выглядело так устрашающе, что президент Владимир Зеленский написал в соцсетях: «Нас пытаются уничтожить и стереть с лица земли. Всех».
Чуть позднее стало очевидно, что у массированной атаки ВС РФ цель все же несколько иная, о чем Зеленский рассказал в видеообращении. «У них две мишени. Энергообъекты — по всей стране. Киевщина и Хмельницкая, Львов и Днепр, Винница, Франковщина, Запорожье, Сумщина, Харьковщина, Житомирщина, Кировоградщина, Юг. Они стремятся к панике и хаосу, хотят уничтожить нашу энергосистему. Они безнадежны. Вторая мишень — люди. Специально выбрали такое время и такие цели, чтобы нанести больше вреда», — заявил он.
Что касается второй «мишени», то, скорее всего, она названа, чтобы как-то «отыграть» предыдущее заявление Зеленского. Все-таки, по данным на вторую половину дня понедельника, человеческие жертвы есть, но они не массовые, а скорее случайные. Число погибших после авиаударов составило 11 человек, 64 ранены, сообщили в государственной службе Украины по чрезвычайным ситуациям. То есть очевидно, что эту атаку нельзя сравнивать с авианалетами на города времен Второй мировой. Хотя, несомненно, каждая человеческая жизнь бесценна, и иначе как чудовищной трагедией происходящее последние месяцы на территориях двух бывших братских республик СССР назвать нельзя. Тем более что есть прямые потери — убитыми и ранеными, а есть косвенные — что произойдет с лежачими больными, престарелыми, маленькими детьми в городах без электричества и тепла, можно представить.
Какие цели ставились перед атакой, обесточившей множество регионов Украины? Несомненно, их несколько, и не все из них пока очевидны, точнее можно будет сказать лишь по прошествии времени. Во-первых, это действительно месть за Крымский мост. Причем, видимо, месть не только ради отмщения за попытку разрушения символа российского Крыма, а и ради успокоения той лояльной власти части населения РФ, которая была растеряна из-за последних соыбытий на фронтах, остро нуждалась в поиске виноватых и их наказании. Несколько последних дней ходят слухи о том, что некоторые высокие чины в Минобороны могут оказаться такими «козлами отпущения» и их отставка не за горами. Однако же главным виноватым, судя по всему, определены киевские власти.
Во-вторых, из слов президента России Владимира Путина, объяснившего в понедельник ракетный обстрел Украины терактами со стороны тамошних спецслужб на территории РФ, в частности на ветке «Турецкого потока», на Курской АЭС, Крымском мосту, а также в Подмосковье — в случае убийства Дарьи Дугиной, — следует, что это предупреждение и за новые диверсии и акты устрашения Киев дорого заплатит. То есть повторной атаки такого же масштаба, скажем, во вторник, украинцы могут не ожидать.
В-третьих, это своего рода демонстрация возможностей ВС РФ по погружению страны противника, как правильно написал президент Зеленский, в хаос из-за разрушения энергосистемы страны. И эта демонстрация Кремлю вполне удалась. Электроснабжение на середину дня отсутствовало в 5 областях Украины (Львовская, Полтавская, Сумская, Харьковская и Тернопольская), в других оно было нарушено частично, сообщила Госслужба по чрезвычайным ситуациям Украины. Но многие эксперты говорили, что из-за характера повреждений есть риск неожиданных веерных отключений по всей стране в ближайшие дни. Из-за этого в ряде областей, например, в Киевской, принудительно отключают от электропитания предприятия и другие несоциальные объекты, что также скажется на хозяйственной деятельности в этих регионах и настроениях населения. Нельзя исключать, что эта атака готовилась уже какое-то время и планировалась на более холодное время года, но диверсия на Крымском мосту ее ускорила. В этом смысле украинцам повезло, ведь последствия могли быть более страшными.
Сможет ли это событие как-то серьезно повлиять на расклад сил в конфликте, намерения Москвы и Киева и способность сесть за стол переговоров, напрямую или через посредников, и на готовность Запада надавить на администрацию президента Зеленского, чтобы как минимум заморозить противостояние, пусть и с потерей территорий, о чем заявил накануне глава Минобороны Румынии? Судя по первым заявлениям украинской стороны, там не готовы что-либо менять и, тем более, идти на переговоры с Москвой. Но иного, похоже, от Зеленского и его окружения никто и не ждал. Поскольку, во-первых, он уже какое-то время уверенно чувствует себя в позиции «мистера Нет», а во-вторых, даже если какие-то сомнения в душах киевских высокопоставленных чиновников ракетная атака и посеяла, сразу же после нее всходы не появятся — нужно время.
Запад в лице главы НАТО, еврочиновников и МИДов ряда стран ЕС осудил российские атаки. На Москву, похоже, это не произвело впечатление. Там считают, что к такого рода реакции можно было бы прислушаться, если бы эти страны выразили сожаление из-за теракта на Крымском мосту. Интересно, что оценка генсека НАТО Йенса Столтенберга — о «неизбирательности» атаки ВС РФ, пока не повторяется другими западными лидерами.
Подтолкнет ли эта атака процесс переговоров по урегулированию российско-украинского конфликта, например, в формате диалога России с четырьмя ведущими странами Запада о глобальном мироустройстве? Тем более что в Москве позитивно отнеслись к такой идее турецкого лидера — в понедельник Дмитрий Песков заявил: «Вопрос о возможности переговоров России с США, Францией, Германией и Великобританией вполне может быть обсужден с Эрдоганом в Астане». Думается, в ближайшие дни после такой демонстрации силы от этих стран ожидать каких-то публичных сигналов на сей счет не стоит, слишком негативным будет фон в общественном мнении этих государств. Более того, глава евродипломатии Жозеп Боррель сегодня заявил, что дополнительная военная поддержка Украине «уже в пути». Вместе с тем, в странах Запада, как известно, по этому вопросу нет единства. Например, в Вашингтоне озабочены тем, что Киев предпринимает «несогласованные действия», поэтому США намерены проявлять осторожность в своих военных поставках, пишет газета La Repubblica. «Украина запрашивает ATACMS, чтобы именно поразить Крым, чтобы добраться до баз, с которых русские наносят удары иранскими беспилотниками по ее территории… Вашингтон, однако, сбавляет обороты, потому что опасается эскалации, в которую может быть вовлечена НАТО», — говорится в публикации.
Через несколько дней в Брюсселе в рамках инициативы «Рамштайн» по военной поддержке Украины состоится очередная встреча глав Минобороны западных стран, и по ее итогам, возможно, станет понятно, как на самом деле эти страны отреагировали на сегодняшние события.
Сегодня произошло и другое довольно знаковое событие. Известно, что Александр Лукашенко не раз повторял, что он полностью поддерживает действия России, но непосредственно в военный конфликт с Украиной вовлекаться не хочет. Хотя ранее с территории Белоруссии на Украину заходили российские войска, а в эти дни, по утверждению Киева, оттуда летят иранские дроны-камикадзе. И вот сегодня, как представляется, был сделан очередной шаг, который может быть рассмотрен как втягивание Минска в военное противостояние Москвы и Киева. Как заявил Александр Лукашенко, он договорился с Владимиром Путиным о развертывании совместной региональной группировки войск в стране. «Формирование этой группировки началось. Оно идет уже, по-моему, в течение двух дней. Отдано было мое распоряжение, чтобы мы приступили к формированию этой группировки. Основу белорусско-российской региональной группировки войск составят войска Белоруссии». По его словам, «если уровень угрозы достигает нынешнего уровня, как сейчас, мы начинаем задействовать группировку Союзного государства». Учитывая, что Лукашенко перед этим фактически обвинил Украину в подготовке атаки на Белоруссию, можно предположить, что в Минске все же готовятся выступить «вторым фронтом» против ВСУ.
Хотя, возможно, это всего лишь очередной преимущественно вербальный маневр, призванный оттянуть на защиту границы с Белоруссией часть украинских боеготовых соединений и облегчить работу российской армии в Донбассе.
Василий Островцев