Для бюджетной помощи новым регионам запланировали упрощенный порядок
Минфин предложил упрощенный порядок для оказания новым регионам помощи из бюджета Минфин предложил ввести упрощенный порядок оказания финансовой помощи на восстановление новых регионов России. Решения о выделении сумм ниже 10 млрд руб. будет принимать рабочая группа, выше — глава правительства
Средства на восстановлениеновых территорий России (Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Запорожской области и Херсонской области) в 2023 году планируется выделять в упрощенном порядке. Соответствующий проект постановления правительстваподготовилМинфин, документразмещенна портале проектов нормативно-правовых актов.
«Предлагается установить упрощенный порядок предоставления финансовой поддержки из федерального бюджета. Это поможет ускорить доведение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по обеспечению жизнедеятельности и восстановлению инфраструктуры на территориях новых субъектов»,— сообщилМинфин в телеграм-канале.
Проект предусматривает утверждение единых правил выделения так называемыхиных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Предполагается, что онибудут аналогичны правилампредоставления разовой финансовой помощирегионам из резервного фонда правительства. Под разовой финансовой помощью в нихпонимается предоставление регионамсредств нацели, не предусмотренные законом о федеральном бюджете.
Кроме того, в правилах прописаны и условия возврата трансфертов: произвести его регионы обязаныпри условии недостижения до конца года целей выделения средств. Но если наступил ряд«обстоятельств непреодолимой силы», среди которых, например, установление«регионального или местногоуровня реагирования на чрезвычайную ситуацию», обязанность возвращать выделенные средства с региона снимается.
Резервный фонд правительства создан для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, не предусмотренных в законе о федеральном бюджете. Средства из фонда направляются на социально значимые цели. В 2022 году он, в частности, был источником финансирования ежемесячных выплат на детей в возрасте от восьми до 17 лет, закупки бесплатных лекарств для больных коронавирусом,переобучениябезработных.Источником пополнения резервного фонда зачастую являютсядополнительные нефтегазовые доходы.
Кто будет принимать решения о выделении средств
Конкретныецели трансфертов для четырех новых регионов, результаты их предоставления, уровень софинансирования и распределениепо субъектам будет отдельноустанавливать правительство,следует из пояснительной записки.
Уровень принятия решений о реализации проектов будет зависеть от объема требуемого финансирования.«Предлагается решения по реализации мероприятий по обеспечению жизнедеятельности и восстановлению инфраструктуры на территории отдельных субъектов Российской Федерации с объемом финансового обеспечения до 10 млрд руб. принимать рабочей группой по реализации специального инфраструктурного проекта, с объемом финансового обеспечения, превышающим 10 млрд руб., — принимать председателем правительства Российской Федерации»,— отмечается в пояснительной записке.
Рабочая группа пореализации специального инфраструктурного проекта быласоздана в марте 2022 года, а в июне ей были переданы полномочия комиссии по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим территориям Донецкой и Луганской областей, образованной еще в 2014 году. Сейчас рабочая группа занимается вопросами четырех новых регионов России.
Ранее Минфин определил несколько особенностей организации бюджетного процесса в новых регионах. К ним относятся, например, сокращенные сроки бюджетного планирования иобъединение муниципальных и региональных бюджетов. Кроме того, все новые субъекты были признаны высокодотационными— это значит, чтоуровень дотаций у них превышает 40% собственных доходов.
Очевидно,межбюджетныеотношения с новыми субъектами должны отличаться на время переходного периода, тем более чтотам в настоящее времявведено военное положение, сказал РБК руководитель Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. Исключения из бюджетного законодательства производились не только для Крыма и Севастополя, но и для Чеченской Республики, которая несколько лет не участвовала в расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, напоминаетэксперт.
Говоря о самом механизме, Климанов отмечает, что впоследние годы длямежбюджетных отношений актуальнапроблема сочетания ручных и институциональных инструментов. «Ручного управления в последние годы все больше. Когда горит пожар, надо тушить, и это правильный метод в ситуации, в которой сейчас находятся присоединенные субъекты»,— считает он. Коррупциогенность таких решений по сравнению с регулярными механизмамиесли и возрастает, то сглаживается позитивными факторами—оперативностью и адекватными целями расходования средств, констатируетКлиманов.